Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ
от 5 сентября 2003 г. N 1/7748
по проекту федерального закона N 328535-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", внесенному депутатом Государственной Думы К.А.Бичелдеем (I чтение)
Изучив по поручению Комитета указанный проект федерального закона, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
Представленный законопроект (статья 1) предлагает дополнить Федеральный закон "О некоммерческих организациях" положениями, определяющими статус такой формы некоммерческих организаций, как общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту разработка данного законопроекта вызвана тем, что многие общины малочисленных народов не могут зарегистрироваться, так как органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, отказываются регистрировать общины малочисленных народов на том основании, что гражданским законодательством не предусмотрены такие организационно-правовые формы юридических лиц.
Полагаем, что отказ в государственной регистрации общин малочисленных народов по указанному основанию неправомерен и может быть обжалован в суд. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" община малочисленных народов считается созданной с момента принятия решения об ее организации. Созданная община подлежит обязательной государственной регистрации, после чего она приобретает права юридического лица.
Кроме того, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", но и другими федеральным законами (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). При этом Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" определяет основные положения статуса общин, которые предлагается внести в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". К тому же, содержащиеся в проекте положения дублируют положения действующего Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (см. абзацы 1, 3 пункта 1, пункт 2 предлагаемой новой статьи 6.1 и абзац 4 статьи 1, пункт 1 статьи 12, пункты 2, 3 статьи 13 Федерального закона).
Полагаем также, что новизна данной проблемы отсутствует, поскольку 04.04.2003 года Государственной Думой были отклонены в первом чтении проекты федеральных законов NN 189269-3, 245485-3, предусматривающие внесение дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части отнесения общин коренных малочисленных народов к одной из форм некоммерческих организаций).
В связи с изложенным целесообразность внесения предлагаемых дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" нуждается в дополнительном обсуждении.
Пункт 2 статьи 2 проекта является излишним, поскольку нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации), Правительства (часть 3 статьи 115 Конституции Российской Федерации) не должны противоречить федеральным законам, что обуславливает необходимость приведения указанных актов в соответствие с принятыми федеральными законами.
Проект в целом нуждается в юридико-технической доработке.
Заместитель начальника управления |
Н.Д.Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.