Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию
от 4 марта 2004 г. б/н
на проект федерального закона N 8017-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел проект федерального закона N 8071-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации."
В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Предлагаемым законопроектом вносится ряд изменений в федеральные законы, касающиеся природных ресурсов, которые обеспечат их более эффективное применение.
Статьей 3 законопроекта предполагается внесение изменений и дополнений в часть 3 стать# 122 Водного кодекса Российской Федерации.
Предлагаемыми изменениями предусматривается слова "федеральным законом о плате за землю" заменить словами "законодательством Российской Федерации", что соответствует законодательной системе Российской Федерации.
Плата за пользование природными ресурсами и льготы по платежам определяются Налоговым кодексом Российской Федерации и иными специальными федеральными законами. В данном случае указанная норма регламентируется Федеральным законом от 6 мая 1998 года N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" и Федеральным законом от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами".
Пункт 1) Статьи 9 законопроекта предлагает часть 6 статьи 11 Закона Российской Федерации "О недрах" расширить в части согласований при предоставлении лицензии на право пользования недрами.
Законопроектом предлагается, что "Предоставление лицензии на право пользования недрами осуществляется при наличии согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления земельных участков в пределах его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования."
В Пояснительной записке к законопроекту говорится, что внесение изменений вызвано необходимостью приведения терминологии Закона Российской Федерации "О недрах" в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации.
Предлагаемый в законопроекте текст части 6 статьи 11 вводит согласование с "исполнительным органом государственной власти", не определяя его уровень и принадлежность, а также с собственником, землепользователем или землевладельцем, что не предусмотрено ни нормами Земельного кодекса Российской Федерации, ни нормами Закона Российской Федерации "О недрах". Не отрицая необходимости совершенствования лицензирования пользования недрами, необходимо не усложнять предоставление права пользования недрами.
Комитет обращает внимание на ряд положений законопроекта не касающихся вопросов природопользования и требующих дополнительной проработки.
В законопроекте предусматривается внесение изменений и дополнений в статьи 264, 268, 269, 270 и 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы земельных отношений. Предлагаемые законопроектом нормы необходимо дополнительно проработать, так как положения указанных статей фактически не противоречат Земельному кодексу Российской Федерации и их изменения в ряде случаев создают правовые пробелы.
Законопроектом из ряда федеральных законов исключаются положения, требующие предоставлять земельные участки в бесплатное или безвозмездное бессрочное пользование, поскольку в Земельном кодексе Российской Федерации таких прав на землю не предусмотрено. При этом в целый ряд федеральных законов, в которые включены такие положения, поправки не вносятся. Например, Закон Российской Федерации "Об образовании" (пункт 11 статьи 39), Лесной кодекс Российской Федерации (п.3 статьи 121, статья 130).
Статью 5 законопроекта следует согласовать с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, где указывается, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 8071-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации" в первом чтении и устранить указанные замечания в ходя# его подготовки ко второму чтению.
Первый заместитель |
А.С.Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.