Заключение Комитета по культуре Государственной Думы
от 1 марта 2004 г. N 6 п.2
на проект федерального закона N 399027-3 "Об архивном деле в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Рассмотрев проект федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по культуре отмечает.
Действующие Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (далее - Основы), принятые в 1993 году, были первым "отраслевым" законом и сыграли, безусловно, прогрессивную роль в упорядочении разрозненных положений, изложенных в действующих в тот период нормативных актах, и введении новых требований, направленных на сохранение архивов и развитие архивного дела в Российской Федерации.
Закон послужил основой для формирования регионального законодательства в области архивного дела. В настоящее время в субъектах Российской Федерации приняты и действуют 86 законов и положений об Архивных фондах и архивах.
Однако, с вступлением в действие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации", "О государственной тайне", "Об обязательном экземпляре документов", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" и других, затрагивающих отдельные вопросы работы с архивными документами, многие положения Основ стали не соответствовать, а отдельные положения противоречить действующему российскому законодательству (по разграничению собственности на архивные документы, о статусе муниципальных архивов и др.).
Наряду с изменениями в российском законодательстве заметные перемены за последнее десятилетие произошли и в практике архивной работы, в особенности в области комплектования архивных фондов, выявившие пробелы в действующем архивном законодательстве.
Подготовка нового архивного закона стала настоятельной необходимостью.
Представленный законопроект предусматривает:
1. Расширение сферы действия, включая регулирование отношений по организации хранения, комплектования, учета, использования не только документов Архивного фонда Российской Федерации (т.е. подлежащих постоянному, вечному хранению), но и других архивных документов (с временным сроком их хранения). Отсюда - иное название законопроекта, иной, расширенный и дополненный понятийный аппарат.
2. Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела.
3. Введение отсутствующих в действующем архивном законодательстве принципов взаимодействия и сотрудничества государственных органов с органами местного самоуправления в области архивного дела и определение порядка делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в архивной сфере.
4. Разграничение права собственности на документы Архивного фонда Российской Федерации, установление порядка передачи этого права, а также установление особенностей гражданского оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности.
Законопроект сохраняет действующие на территории всей страны единые правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также сохраняет в исключительном ведении Российской Федерации установление этих правил и осуществление контроля за их реализацией. Данная норма учитывает положения Конституции Российской Федерации, определяющие права и свободы человека и гражданина, в частности, право "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".
При этом нормы законопроекта о снятии ограничений на доступ к архивным документам приведены в строгое соответствие с действующими нормативными правовыми актами о государственной и иных охраняемых законом тайнах.
На законопроект поступили отзывы от 30 субъектов Российской Федерации, во всех поступивших отзывах поддерживается концепция законопроекта, имеется ряд замечаний и предложений, которые будут рассмотрены при подготовке к рассмотрению во втором чтении.
На основании вышеизложенного Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Д.Кобзон |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.