Заключение Комитета по образованию и науке Государственной Думы
от 19 февраля N 3-8
по проекту федерального закона N 399027-3 "Об архивном деле в Российской Федерации"
Законопроект N 399027-3 "Об архивном деле в Российской Федерации" устраняет противоречия и проблемы, имеющиеся в законодательстве об архивном деле, его нормы согласованы с действующим законодательством Российской Федерации. В проекте сохранены традиции отечественного архивного дела, связанные с государственным влиянием на организацию и деятельность архивов и более детально отражены вопросы организации архивной работы по всем ее направлениям. В законопроекте подтверждается право субъекта Российской Федерации принимать собственные законы, регулирующие вопросы архивного дела.
В законопроекте существенно, расширен понятийный аппарат; предусмотрено разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела; определены источники комплектования государственных и муниципальных архивов; отражены особенности гражданского оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных и муниципальных архивов.
Вместе с тем отдельные положения законопроекта нуждаются в уточнении.
1. Требуют уточнения некоторые определения, используемые в законопроекте. Например, под определение "документы по личному составу - архивные документы, создаваемые в процессе трудовых отношений граждан с работодателей", данные в статье "Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе, попадают в том числе документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы, чего не должно быть.
В этой же статье недостаточно четко отражено, что временное хранение архивных документов и депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, может быть этапом постоянного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации. Без такого уточнения формулировка "документ Архивного фонда Российской Федерации - архивный документ, ... подлежащий постоянному хранению" не вполне согласуется с наличием трех приведенных ниже режимов хранения таких документов: постоянного, временного и депозитарного.
2. Если вопрос отнесения архивных документов к документам Архивного фонда Российской Федерации, проработан в законопроекте достаточно подробно, то вопрос отнесения материалов, создаваемых в организациях, к архивным документам остался без должного внимания. В то же время это очень важный вопрос, особенно в том случае, когда дело касается научной, технологической и конструкторской документации. В соответствии со статьей 10 обсуждаемого законопроекта "архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации", при этом особо оговорено, что "...В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, ... остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.". А в соответствии со статьей 23 "в случае преобразования государственных и муниципальных организаций с изменением формы собственности имущества этих организаций архивные документы могут быть переданы на временное хранение вновь возникшим организациям-правопреемникам на основании договоров между данными организациями и соответствующими государственными или муниципальными архивами.". При доработке законопроекта в этой части необходимо учесть проводимую политику по приватизации научных организаций, существующих в форме государственных унитарных предприятий.
3. В статье 4 подпункте в) дано перечисление академий наук, соответствующее перечню академий наук, имеющих государственный статус, в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", поэтому целесообразно не перечислять в законопроекте "Об архивном деле" названия академий наук, а дать соответствующий абзац подпункта в) в следующей формулировке: "академии наук, имеющие государственный статус, и входящие в них организации".
В статьях 6, 7, 11, 18, 19, 21, 26, упоминаются только организации Российской академии наук, что в принципе лишает другие академии наук, имеющие государственный статус, иметь организации с аналогичными правами. Ко второму чтению целесообразно рассмотреть вопрос о необходимости такого ограничения.
4. При подготовке законопроекта ко второму чтению целесообразно обсудить вопросы:
об органах, на которые возлагается государственное управление архивным делом, и возможно ограничить их круг уполномоченными органами исполнительной власти в области архивного дела (части 2 и 3 статьи 14),
об органах государственной власти, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле (статья 16),
о механизме компенсации расходов негосударственным организациям за передачу хранящихся у них архивных документов в государственные и муниципальные архивы (за счет средств каких органов или учреждений предполагается осуществлять компенсацию) (статья 23).
5. Не очень понятно, почему законопроект ограничивает использование архивных документов в качестве вещественных доказательств только теми случаями, когда указанные документы хранятся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук.
6. Не очень понятно, зачем вводится положение, по которому "Органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным организациям запрещается передавать образовавшиеся в процессе их деятельности документы Архивного фонда Российской Федерации в государственные и муниципальные музеи, библиотеки и в организации Российской академии наук."
Приведенные замечания и предложения не касаются концепции законопроекта и могут быть рассмотрены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Ввиду указанного Комитет по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.И.Булаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.