Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Необходимость разработки и внесения указанного проекта федерального закона обусловлена целью уточнения отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Конституцией Российской Федерации (статья 10) устанавливается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Различные ветви власти самостоятельны, независимы друг от друга, в то же время взаимно уравновешивают друг друга. В Постановлении от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края предусмотрено, что органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные; конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти. Установление общих принципов организации системы государственной власти отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относит к полномочиям законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации установление структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П "По делу о толковании статьей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации" дает толкование понятию "структура федеральных органов исполнительной власти" как перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов государственной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти и перечень наименований входящих в нее органов утверждается Указом Президента Российской Федерации. Следовательно, и в субъектах Российской Федерации структура (перечень) органов исполнительной власти должна утверждаться высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации определяет перечень исполнительных органов государственной власти субъекта. Для того, чтобы в субъектах Российской Федерации действовал принцип разделения властей, предлагается к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнести установление системы органов исполнительной власти субъекта, а определение структуры органов исполнительной власти оставить за высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Парламентский иммунитет - важнейшая правовая гарантия деятельности депутата, один из основных элементов его статуса. Иммунитет - не личная привилегия, имея публично-правовой характер, он обеспечивает повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществления им особых государственных функций. Публично-правовой институт депутатской неприкосновенности призван оградить депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности.
В настоящее время институт неприкосновенности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации закреплен в статье 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Однако, по нашему мнению, правовое регулирование данного института в федеральном законодательстве является неполным, а гарантии депутатской неприкосновенности - недостаточными. Так, например, в федеральном законодательстве не определена роль законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в вопросах, связанных с депутатской неприкосновенностью.
Концепция данной поправки в Федеральный закон направлена на установление дополнительных гарантий неприкосновенности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем наделения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать решение о даче согласия на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, его арест и иные меры процессуального принуждения в ходе уголовного и административного преследования в отношении действий, совершаемых при осуществлении депутатских полномочий, в случаях, если имеют место факты, подтверждающие, что такое преследование, по сути, предпринято с целью воспрепятствовать осуществлению депутатом своих полномочий и повлиять на его деятельность.
В связи с тем, что трудовым законодательством не предусмотрены гарантии лицам, замещающим выборные должности, предлагается данную статью дополнить пунктом, регулирующим порядок освобождения от занимаемой должности депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, работающего на предприятиях, в организациях, учреждениях.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" потребует внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.