Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка и принятие поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации вызваны необходимостью определения правового режима обезличенных металлических счетов.
Драгоценные металлы являются активами кредитных организаций наряду с денежными средствами и ценными бумагами. В соответствии с принятой международной банковской практикой операции с драгоценными металлами осуществляются как в наличной, так и в безналичной форме. Для проведения операций с безналичными драгоценными металлами используются обезличенные металлические счета. Безналичные драгоценные металлы могут переводиться с металлического счета одного лица на металлический счет другого, а для организации переводов в другие банки, кредитные организации могут устанавливать между собой корреспондентские отношения.
Природа указанных правоотношений аналогична природе договора банковского счета с той разницей, что на обезличенных металлических счетах учитываются не безналичные деньги, а обязательственные права требования клиента к банку, выраженные в весовом количестве драгоценного металла определенного качества.
До настоящего времени основным документом, регулирующим операции кредитных организаций с драгоценными металлами, в том числе, по обезличенным металлическим счетам, являлось Положение Банка России от 01.11.96 N 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" (далее - Положение).
Данное Положение было издано в развитие:
- статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", согласно которой операции кредитных организаций с драгоценными металлами разделены на банковские операции (привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов) и иные сделки, проводимые кредитными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.е. законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому драгоценные металлы были отнесены к категории валютных ценностей, а порядок совершения сделок с ними регламентировался постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.94 N 756 "Об утверждении положения о совершении" сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" (далее - Постановление));
- Постановления#, которое содержит перечень операций, разрешенных к осуществлению кредитным организациям, включая право последних совершать операции с драгоценными металлами по специальным счетам, открываемым в соответствии с принятой международной банковской практикой, а также устанавливает особый порядок лицензирования, при котором Банк России на сегодняшний день лицензирует не только банковские операции с драгоценными металлами, но и уполномочивает (по согласованию с Минфином России) кредитные организации на совершение иных сделок с драгоценными металлами (купля-продажа, хранение и т.д.).
С июня 2004 года вступает в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4859), в соответствии с которым драгоценные металлы выводятся из категории валютных ценностей, а порядок совершения сделок с ними - из компетенции Правительства Российской Федерации.
Таким образом, с вступлением в силу этого Федерального закона Постановление фактически утратит силу, а Положение будет действовать в части, не противоречащей Федеральным законам "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), "О банках и банковской деятельности", а также закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определившему, что Банк России осуществляет лицензирование только банковских операций с драгоценными металлами (пункт 4 ст.15).
Поскольку федеральными законами металлические счета не отнесены к категории банковских, более того, их статус вообще не определен в законе, с отменой Постановления понятие "металлические счета" будет полностью исключено из российского законодательства.
Операции по открытию и ведению обезличенных металлических счетов клиентов (включая корреспондентские счета) и проведению расчетов в драгоценных металлах по данным счетам перестанут быть исключительной прерогативой кредитных организаций, а также перестанут регулироваться и лицензироваться Банком России.
В условиях неопределенности правового статуса металлических счетов и, как следствие, неясности и неоднозначности требований к порядку их ведения и отчетности со стороны контролирующих органов (Банка России, налоговых органов и т.д.), большинство кредитных организаций будут вынуждены отказаться от предоставления этих услуг.
С уверенностью можно констатировать, что, по сути, степень развития правоотношений в данной сфере вернется на уровень 1995 года при том, что, в отличие от середины девяностых, не будет ни регулирующего органа, ни регулирующего законодательства по данному вопросу.
Однако в наибольшей степени от всех изменений пострадают именно клиенты банков (инвесторы).
Даже в настоящее время их права в гораздо меньшей степени защищены в отличие от владельцев денежных банковских счетов и банковских вкладов, базовый набор неотъемлемых прав которых содержится и в Гражданском кодексе Российской Федерации и в иных нормативных правовых актах (в том числе актах Банка России).
Предлагаемые дополнения в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на решение указанной проблемы путем законодательного закрепления за обезличенными металлическими счетами статуса банковских счетов, а за вкладами в драгоценных металлах - статуса банковских вкладов. Соответственно права и обязанности участников данных правоотношений будут определяться в соответствии главами 44 и 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При принятии указанных поправок открытие и ведение коммерческими банками металлических счетов, а также осуществление операций и расчетов по ним будут являться банковскими операциям, предусмотренными пунктами 3 и 4 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц и осуществление расчетов по поручению физических юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам), и, соответственно, их регулирование будет осуществляться Банком России.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует материальных затрат и расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного федерального закона
Принятие настоящего закона не потребует дополнительных изменений в законодательстве Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.