Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О столице Российской Федерации"
Статья 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие субъектов Российской Федерации. Однако на практике правовой статус столицы Российской Федерации г.Москвы как административного центра Российской Федерации, фактически предопределяет ее особое положение по отношению к остальным субъектам Российской Федерации. Это выражается, прежде всего в резком отличии между уровнем жизни (как материальным так и культурным) в Москве и в "провинциальном захолустье".
Данное положение сложилось в течение длительного времени в результате сосредоточения в Москве всех столичных учреждений. В то время как в Москве сосредотачиваются основные финансовые ресурсы, российская глубинка все больше и больше переходит в состояние запустения.
На устранение данного положения направлен предлагаемый проект закона.
Законопроект вводит новое понятие Столицы. Необходимо законодательно закрепить определенное Конституцией Российской Федерации положение города Москвы как исторически сложившегося и культурного центра Российской Федерации, а также историческое значение Москвы в становлении и укреплении российской государственности.
Вместе с тем город Москва местом нахождения главы государства - Президента Российской Федерации. Остальные органы власти предлагается рассредоточить по территории России с учетом особенностей их деятельности.
При этом будут созданы реальные условия для освоения огромных российских территорий и исчезнет из жизни само понятие захолустья. Предлагаемые нововведения будут способствовать дебюрократизации страны и побудят чиновников больше думать о проблемах российской глубинки.
Предлагается особо подчеркнуть, что осуществление функций Столицы Российской Федерации не является правом на особый статус города Москвы и не должно наносить ущерб интересам других субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О столице Российской Федерации"
Вступление в действие федерального закона "О столице Российской Федерации потребует изменение порядка финансирования города Москвы как столицы Российской Федерации, а также порядка финансирования тех субъектов Российской Федерации, на территории которых располагаются города, которым будут переданы те или иные столичные функции.
В 2003 году в целях частичной компенсации расходов на осуществление функций столицы Москве было передано акций акционерных обществ на сумму 6 млрд. рублей. В связи со вступлением в силу федерального закона "О столице Российской Федерации" указанный размер имущественных обязательств может быть перераспределен по бюджетам субъектов Российской Федерации пропорционально, в зависимости от объема переданным им (городам, расположенным на их территории) "столичных" функций.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
Предполагается, что принятие федерального закона "О столице Российской Федерации" потребует внесения изменений и дополнений в части установления места нахождения федеральных органов государственной власти в следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации";
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации";
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О Правительстве Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";
6. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.