Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 марта 2004 г. N вн 2.2-1/677
по проекту федерального закона N 323742-3 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенному Верховным Судом Российской Федерации (первое чтение)
По представленному законопроекту сообщаем следующее.
1. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается внести в статью 247 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) изменение, согласно которому подача заявления по делу, возникающему из публичных правоотношений, применительно к которому будет установлено, что имеет место спор о праве и дело не подсудно данному суду, является основанием возвращения заявления, а не отказа в его принятии, как это предусмотрено действующей редакцией рассматриваемой статьи.
Предлагаемое изменение представляется обоснованным, поскольку неподсудность дела согласно пункту 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ является одним из оснований возвращения искового заявления. Однако обращаем внимание на необходимость внесения соответствующих корректив и в статью 248 ГПК РФ, в соответствии с которой случая, предусмотренный частью 3 статьи 247 ГПК РФ, является основанием отказа в принятии заявления или прекращения производства по делу.
2. Предлагаемое пунктом 3 статьи 1 законопроекта изменение в статью 261 ГПК РФ изложено не совсем удачно, так как в случае его принятия останутся неурегулированными соответствующие вопросы оспаривания решений или действий (бездействия) иных (кроме избирательных комиссий) органов и лиц, указанных в статье 259 ГПК РФ (органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, комиссии референдума, должностного лица).
3. Пунктами 6 и 7 статьи 1 законопроекта предлагается выделять в системе актов, выносимых судом надзорной инстанции, определения и постановления. Предлагаемые изменения, согласно пояснительной записке к законопроекту, позволят привести к единообразию наименование судебных документов в гражданском и уголовном процессе, а также сохранить сложившиеся традиции. Однако следует иметь в виду, что ГПК РФ не называет постановления в качестве самостоятельной формы судебного акта, а термином "судебные постановления" объединяет такие акты суда, как судебные приказы, решения суда и определения суда (статья 13 ГПК РФ). В связи с этим полагаем, что вопросы формы актов суда надзорной инстанции требуют дополнительной проработки.
Проект в целом нуждается в юридико-технической доработке с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных для использования Советом Государственной Думы (протокол от 20 ноября 2003 года N 187, пункт 36). Так, в частности, наименование законопроекта предлагаем изложить в следующей редакции: "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений. Кроме того, обращаем внимание на то, что статья о порядке вступления в силу (статья 2 проекта) вводится в законопроекте в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Начальник управления |
Г.П.Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.