Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроект направлен на создание налоговых условий для формирования рынка доступного жилья через привлечение средств в сферу ипотечного жилищного кредитования. Основная цель законопроекта заключается в установлении особенностей налогообложения эмитентов облигаций с ипотечным покрытием, круг которых определяется Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (далее Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах") и состоит из двух типов эмитентов - ипотечных агентов и кредитных организаций. Законопроект также распространяется на организации, являющиеся учредителями ипотечных агентов.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с налогообложением операций ипотечных агентов и их акционеров налогом на прибыль и НДС.
Основной задачей законопроекта является внесение изменений в налогообложение, позволяющих учесть специфику деятельности ипотечного агента и его взаимодействия с организацией-учредителем.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, исключив из состава доходов эмитента облигаций с ипотечным покрытием (признаваемых таковыми в целях формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) процентные доходы по видам деятельности, непосредственно связанным с выпуском облигаций с ипотечным покрытием. Для данных эмитентов такими видами деятельности являются приобретение прав требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) закладных и выпуск облигаций под обеспечение этим ипотечным покрытием.
Также указанным законопроектом предполагается внести изменение в статью 39 главы 7 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым операции по приобретению и отчуждению прав требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) по закладным, совершаемые между ипотечным агентом и его акционерами, не признаются реализацией.
Потребность в изменениях и дополнениях Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления особенностей налогообложения эмитентов облигаций с ипотечным покрытием) связана с объективными трудностями, возникающими при налогообложении ипотечных агентов, осуществляющих выпуск облигаций с ипотечным покрытием.
Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" круг эмитентов облигаций с ипотечным покрытием ограничен двумя типами эмитентов -ипотечными агентами и кредитными организациями.
При выпуске облигаций банками или иными кредитными организациями, права требований по ипотечным кредитам, входящим в состав покрытия, находятся на балансе банка, и в случае банкротства банка - эмитента облигаций с ипотечным покрытием предусмотрены определенные процедуры защиты прав инвесторов в ипотечные облигации (в числе законодательных предложений по формированию рынка доступного жилья предусматривается усиление этих гарантий).
Законодатель счел целесообразным предусмотреть другой способ защиты прав инвесторов - путем выпуска облигаций ипотечным агентом.
В контексте Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" ипотечные агенты создаются для обособления ипотечного покрытия на отдельном балансе в целях защиты прав инвесторов при выпуске облигаций с ипотечным покрытием.
Ипотечный агент - это "искусственное" юридическое лицо, создаваемое с единственной целью - защитить права инвесторов путем передачи ему ипотечного покрытия, запрета держать на балансе другие пассивы, кроме ипотечных облигаций. С экономической точки зрения "истинным" эмитентом является учредитель ипотечного агента (кредитная или некредитная организация).
В соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" ипотечный агент - это специализированная коммерческая организация, исключительным предметом деятельности которой является приобретение прав требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) закладных и которой в соответствии с данным Федеральным законом предоставлено право осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
Ограничения, накладываемые Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" на деятельность ипотечного агента, такие как невозможность иметь штат сотрудников, ограничения на возможность ведения бухгалтерского учета, осуществления полномочий единоличного исполнительного органа и заключения возмездных договором с физическими лицами и т.д., призваны минимизировать затраты ипотечного агента на обслуживание своей деятельности.
Данные требования призваны не только повысить прозрачность деятельности ипотечного агента, но и максимально упростить процедуру наложения взыскания на ипотечное покрытие в случае банкротства ипотечного агента и тем самым защитить права инвесторов в облигации с ипотечным покрытием.
Прибыль, получаемая ипотечным агентом в течение срока облигаций (разница между процентным доходом по ипотечным кредитам, входящим в состав ипотечного покрытия, и выплатами купонного процента по облигациям), подлежит передаче учредителю и налогообложению как у ипотечного агента, так и у учредителя.
С целью избежания двойного налогообложения предлагается признать прибыль ипотечного агента не подлежащей налогообложению.
Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" предусмотрены нормы по обязанности поддерживать состав ипотечного покрытия (размер требований, составляющих ипотечное покрытие, не может быть менее 80% от общей номинальной стоимости облигаций; в установленных случаях необходима замена требований, составляющих ипотечное покрытие, и другие). Для реализации этих положений закона возникает необходимость проведения операций между ипотечным агентом и компанией-учредителем по уступке прав требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) по закладным.
Это особенно важно для облигаций с ипотечным покрытием традиционного типа (купонные облигации с погашением основной суммы долга в конце периода обращения облигаций), когда в конце платежного периода возникает необходимость замены покрытия на деньги для выплаты суммы основного долга.
Законопроектом предлагается не признавать реализации товаров, работ, услуг операции по приобретению и отчуждению прав требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) по закладным, совершаемые между ипотечным агентом и его акционерами. Данная норма позволит исключить данные операции из состава операций, подлежащих налогообложению НДС.
Принятие данного законопроекта позволит уточнить налоговый режим ипотечного агента и будет способствовать привлечению дополнительных финансовых ресурсов с целью ипотечного жилищного кредитования, повышению доступности жилья для населения, а также приведет к повышению надежности деятельности ипотечных агентов - эмитентов облигаций с ипотечным покрытием.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
В случае принятия данного федерального закона не произойдет также выпадение доходов бюджетов, так как в настоящее время отсутствует соответствующая налоговая база в связи с тем, что облигации с ипотечным покрытием пока еще не эмитировались.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.