Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
Проект закона направлен на создание условий для формирования рынка доступного жилья и имеет целью стимулирование скорейшего ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию и регистрации прав на вновь построенные объекты, предотвращение спекулятивных сделок с землей без проведения жилищного строительства и возможности "замораживания" объектов незавершенного строительства.
В настоящее время действуют одинаковые режимы взимания земельного налога как за земельные участки, занятые жилищным фондом, так и за земельные участки, на которых ведется проектирование и строительство жилья всеми категориями застройщиков. Такой подход не отвечает целям стимулирования скорейшего завершения жилищного строительства и провоцирует спекулятивные операции с земельными участками в случае их предоставления на праве собственности для жилищного строительства.
Законопроектом устанавливаются различные ставки земельного налога на периоды а) проектирования и строительства жилья и б) после завершения строительства и регистрации прав на вновь построенные объекты. Нормы проекта закона распространяются на случаи предоставления земельных участков для целей жилищного строительства в собственность на первоначальном этапе осуществления жилищных инвестиционно-строительных проектов.
Основным принципом проекта закона является установление повышенных ставок земельного налога на земельные участки, предоставленные в собственность для многоквартирного жилищного строительства, на период проектирования и строительства вплоть до регистрации прав на построенный объект, осуществляемой по результатам ввода объекта в эксплуатацию и проведения его государственного учета. При этом на нормативный период строительства (2 года) устанавливается двукратная ставка земельного налога. По истечении нормативного периода строительства ставка повышается и устанавливается равной 4-кратной ставке земельного налога. После завершения строительства устанавливается однократная ставка земельного налога.
В случае, если жилищное строительство будет завершено до истечения установленного двухлетнего срока, предлагается возмещение налогоплательщику суммы земельного налога, уплаченной сверх однократной ставки земельного налога.
Для индивидуального жилищного строительства на установленный период строительства (10 лет) устанавливается однократная ставка земельного налога. Если по истечении этого срока строительство не завершено, то ставка повышается и устанавливается в размере двукратной ставки земельного налога вплоть до его завершения.
В этой связи предлагаются внести соответствующие изменения в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
При рассмотрении проекта закона необходимо иметь в виду:
1. Хотя в настоящее время и действует Закон Российской Федерации "О плате за землю", отношения по земельному налогу должны быть урегулированы отдельной главой части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Такая глава - "Земельный налог" - предусмотрена структурой Налогового кодекса Российской Федерации, однако до сих пор не внесена на рассмотрение Государственной Думы.
При разработке новой главы Налогового кодекса предлагается также учесть указанные нормы в отношении земельного налога.
2. В пакете законопроектов по формированию рынка доступного жилья предлагается также законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в части установления местного налога на недвижимость. После введения местного налога на недвижимость органами местного самоуправления земельный налог за земельные участки, предоставленные в собственность для жилищного строительства, будет заменен местным налогом на недвижимость, принципы которого соответствуют изменениям, предлагаемым настоящим законопроектом.
Принятие настоящего законопроекта позволит обеспечить налоговые стимулы для ускорения освоения земельных участков, предоставленных в собственность застройщиков для жилищного строительства, при этом земельный участок, предоставленный в собственность, может быть использован в качестве залога для получения необходимых кредитов для строительства жилья.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.