Заключение
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по проекту федерального закона N 344332-3 "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (внесен Правительством Российской Федерации)
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 344332-3 "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и отмечает следующее.
Данным законопроектом предусматривается исключение из статей 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" положений, связанных с понятием "минимальный размер пенсии по старости" в связи с вступлением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С 1 января 2002 года в пенсионном законодательстве отсутствует понятие "минимальный размер пенсии по старости", что и вызвало необходимость внесения изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", где используется это понятие.
Действующая редакция статьи 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определяет, что прожиточный минимум предназначается для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
В указанном законопроекте также предлагается новая редакция статьи 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", в которой в отличие от действующей редакции статьи 5 предлагается исключить положение, предусматривающее установление федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год соотношения между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размеры базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца могут в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В соответствии со статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной частью первой статьи 133 указанного Кодекса, устанавливаются федеральным законом.
Данный законопроект был рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При рассмотрении данного вопроса не удалось достичь единой позиции сторон Комиссии. В протоколе заседания отмечено особое мнение стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, которая предлагает заменить понятие "минимальный размер пенсии по старости" на "размер базовой части пенсии по старости", а также считает необходимым до внесения соответствующего законодательства, реализующего статью 421 Трудового кодекса Российской Федерации, оставить статью 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" без изменения.
На законопроект поступили отзывы из 34 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 31 - поддерживают, 1 - не поддерживает, 2 - с замечаниями. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступил 51 отзыв: 44 - поддерживают, 3 - не поддерживают, 4 - с замечаниями.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает данный проект федерального закона.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы отметило, что при внесении указанных изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" потребуется внесение изменений в статью 181 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также были даны замечания юридико-технического характера.
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике принял решение рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 344332-3 "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель |
А.К.Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.