Заключение
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по проекту федерального закона N 344322-3 "О внесении изменения в часть пятую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации" - о порядке определения прожиточного минимума (внесен Правительством Российской Федерации)
Законопроект направлен на устранение разночтений по вопросу о порядке определения прожиточного минимума, возникающих из-за несоответствия формулировок положений ст.4 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и ч.5 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
В соответствии со ст.4 ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, а в субъектах РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины, данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Действующая формулировка ч.5 ст.133 ТК РФ вводит иной порядок определения величины прожиточного минимума: эта величина устанавливается федеральным законом. Это, в свою очередь, может значительно затруднить ежеквартальное определение величины прожиточного минимума, поскольку процесс принятия законопроектов весьма длителен. В конечном итоге, несоответствие официального и реального уровней прожиточного минимума негативно отразится на благосостоянии населения, особенно его наименее социально-защищенных групп и слоев.
Таким образом, между ст.4 ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" и ч.5 ст.133 ТК РФ существуют противоречия как в части определения порядка установления величины прожиточного минимума, так и в части соответствующего устанавливающего нормативного документа.
С целью устранения существующей правовой коллизии законопроектом предлагается внести изменение в часть пятую статьи 133 ТК РФ, изложив ее в следующей редакции: "Порядок определения прожиточного минимума устанавливается федеральным законом.".
Всего на данный законопроект представили отзывы 33 законодательных (представительных) и 55 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Анализ отзывов показал, что 27 субъектов Российской Федерации поддержали принятие законопроекта, 1 сообщил, что замечаний и предложений не имеет. Мнения законодательных и высших исполнительных органов государственной власти двух субъектов РФ разошлись.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении на законопроект сообщает, что не имеет замечаний концептуального характера, высказывая одновременно некоторые юридико-технических замечания, которые могут быть учтены в рабочем порядке.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает рассматриваемый законопроект.
С учетом изложенного Комитет по труду и социальной политике поддерживает проект федерального закона N 344322-3 "О внесении изменения в часть пятую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении и в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.