Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками на Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 13 апреля 2004 г.
Соглашение о формировании Единого экономического пространства (далее - Соглашение) подписано президентами Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины 19 сентября 2003 года в г.Ялте.
В соответствии со статьей 84 Конституции Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 13 февраля 2004 года данное Соглашение внесено Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение согласно статье 10 вступает в силу со дня получения депозитарием (им является Казахская Сторона) последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
I. Соглашение
II. Объект Соглашения
III. Преамбула
IV. Положения статей Соглашения
I. Соглашение.
Соглашение состоит из преамбулы и 11 статей, представляющих единую систему норм. К настоящему Соглашению прилагается Концепция по формированию Единого экономического пространства, которая в соответствии со статьей 3 Соглашения является его неотъемлемой частью.
Украина при подписании Соглашения сделала оговорку: "Украина будет принимать участие в формировании и функционировании Единого экономического пространства в пределах, соответствующих Конституции Украины".
Данная оговорка не меняет текст Соглашения. Она изменяет лишь режим применения договора в отношении Украины.
Соглашение носит рамочный характер и с целью его реализации, в соответствии со статьей 3 Соглашения, Стороны разработают Комплекс мер по формированию Единого экономического пространства.
II. Объект Соглашения
Объектом Соглашения является формирование Единого экономического пространства, под которым Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.
III. Преамбула
В преамбуле указаны мотивы заключения Соглашения, которыми являются стремление содействовать экономическому и социальному прогрессу своих народов, повышению уровня их жизни.
Целью Соглашения определяется стремление укрепить экономики Сторон. Эта цель более раскрывается в статье 1 Соглашения как создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
IV. Положения статей Соглашения
Наряду с определением цели Соглашения в статье 1, в пункте 3 статьи 1 Стороны договорились, что устойчивое развитие экономик будет проводиться на "базе общепризнанных принципов и норм международного права, а также правил и принципов ВТО".
Статья 2 закрепляет принятые обязательства и задачи, которые необходимо решить Сторонам для углубления интеграции.
В статье 3 настоящего Соглашения закреплена Концепция по формированию Единого экономического пространства, которая является его неотъемлемой частью и планируется разработать Комплекс основных мер по формированию ЕЭП.
В статье 4 определены координирующие органы и единый регулирующий орган ЕЭП, которому стороны на основе заключаемых между ними договоров делегируют часть своих полномочий.
Статья 5 соглашения предусматривает поэтапное создание ЕЭП, признавая право каждой из сторон на самостоятельное определение уровня и скорости интеграции, при соблюдении последовательности присоединения к международным договорам.
Правовой основой обеспечения формирования и функционирования ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП.
Концепция формирования ЕЭП представляет собой программу мер по формированию Единого экономического пространства Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины.
В первом разделе раскрываются цели и задачи формирования ЕЭП.
Во втором разделе зафиксированы основные принципы функционирования ЕЭП, которыми являются: свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
В третьем разделе раскрыты основные направления и основополагающие мероприятия по их реализации, которые необходимо осуществить для формирования ЕЭП.
Четвертый раздел посвящен вопросу консультаций, выработке механизма согласования позиций Сторон, при проведении переговоров по присоединению к ВТО. Государства-участники исходят из того, что формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учетом норм и правил ВТО.
В пятом разделе определены институциональные основы формирования ЕЭП и порядок принятия решений.
Шестой раздел посвящен правовому, финансовому и информационному обеспечению ЕЭП. Особое внимание уделено международным договорам и решениям органов ЕЭП, необходимости реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение. Зафиксировано намерение о недопустимости оговорок к международным договорам.
Седьмой заключительный раздел посвящен условиям присоединения и выхода государства-участника из ЕЭП.
В связи с тем, что в пункт 2 статьи 4 Соглашения предполагает передачу части полномочий Сторон единому регулирующему органу, в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" данное Соглашение подлежит ратификации.
Ратификация Соглашения и его последующая реализация будут иметь позитивные последствия для экономики Российской Федерации. В условиях более тесной интеграции национальных экономик государств-участников ЕЭП, проведения согласованной, а затем и единой экономической политики будут созданы дополнительные возможности для роста промышленного и сельскохозяйственного производства, развития рынка капиталов, повышения инвестиционной активности, увеличения объемов товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья, повышения занятости населения, укрепления экономической и политической безопасности государства.
Партнеры Российской Федерации по ЕЭП приступили к выполнению внутригосударственных процедур по вступлению Соглашения в силу. Парламент Казахстана планирует рассмотрения# Соглашения 28 апреля с.г., парламент Белоруссии провел предварительные процедуры и планирует ратифицировать согласованно по времени с Государственной Думой, парламент Украины планирует рассмотреть Соглашение в конце мая - начале июня.
Данное Соглашение было рассмотрено в комитетах, комиссии и депутатских объединениях Государственной Думы и не получило отрицательного отзыва.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы и комитеты соисполнители дали положительный отзыв.
Положения Соглашения не противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 16771-4 "О ратификации Соглашения о формировании Единого экономического пространства".
Председатель Комитета |
А.А.Кокошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.