Заключение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 апреля 2004 г. N 3.8-16/454
на проект федерального закона N 16771-4 "О ратификации Соглашения о формировании Единого экономического пространства", внесенный Президентом Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона N 16771-4 "О ратификации Соглашения о формировании Единого экономического пространства", внесенный в Государственную Думу 13 февраля 2004 года Президентом Российской Федерации.
Комитет отмечает, что уже более 10 лет страны-члены Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) пытаются совместными усилиями решать общие для них проблемы, в первую очередь в сфере экономики.
Однако практические результаты этих усилий являются на сегодняшний день минимальными, экономическое сотрудничество стран в рамках СНГ по-прежнему осуществляется преимущественно на двусторонней основе, а объем взаимной торговли остается незначительным.
Созданные отдельными странами-членами СНГ региональные объединений# и экономические группировки - Союзное Государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество, Центральноазиатское экономическое сообщество, альянс ГУУАМ не добились, как правило, серьезных успехов в заявленной ими экономической интеграции, поскольку преследуют в целом декларативные и политические цели.
Главная причина этих неудач состоит в том, что у стран-членов СНГ до сих пор нет четкой обоснованной концепции, единого подхода и программы действий по развитию процессов интеграции на постсоветском пространстве. Отсутствует оценка факторов и особенностей, определяющих характер и динамику экономической интеграции постсоветских стран, необходимых условий, возможностей и перспектив их интеграционного взаимодействия.
По инерции, следуя общемировым тенденциям развития регионального экономического сотрудничества стран, прежде всего Европейского Союза, в рамках СНГ провозглашаются цели интеграции, создаются соответствующие политико-правовые структуры, но сама задача сближения национальных хозяйственных систем, развития многостороннего экономического сотрудничества практически не решается.
В этих условиях Россия предприняла в 2003 году попытку инициировать новый интеграционный проект - "Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украины" (далее - ЕЭП). Конечная цель нового проекта - учреждение Организации региональной интеграции.
Президенты четырех стран - России, Беларуси, Казахстана и Украины подписали 19 сентября 2003 году в Ялте соответствующее Соглашение, которое было разработано полномочными делегациями республик (Группа высокого уровня).
Соглашение имеет рамочный характер и фиксирует главную цель создания ЕЭП - формирование условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
Реализация Соглашения должно# содействовать эффективному социально-экономическому развитию стран-участников, дальнейшему углублению многостороннего экономического сотрудничества и усилению интеграционных процессов. При благоприятных внешне- и внутриполитических условиях сближение Украины с Россией, Казахстаном и Беларусью, может явиться основой для образования новой оси евразийской интеграции.
Соглашением устанавливается, что под ЕЭП понимается экономическое пространство, объединяющее таможенные территории стран-участников, на котором функционируют механизмы регулирования их экономик, основанные на единых принципах и обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Таким образом, речь идет о создании регионального общего рынка посредством проведения единой внешнеторговой и согласованной налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политики для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности.
Поэтому участникам будущего ЕЭП предстоят весьма трудные переговоры об условиях взаимного открытия своих рынков и формировании национальных структур производства, которые дополняли бы друг друга с учетом сравнительных преимуществ каждой страны-участницы ЕЭП, а не конкурировали между собой. Очевидно, что именно специализация и кооперация в технически и технологически сложных производствах должны объединять партнеров, в условиях которых интеграционный процесс будет проходить без принуждения со стороны правительств этих стран, основная задача которых - создавать благоприятный политико-правовой климат.
При этом Стороны определили меры, обеспечивающие поэтапное углубление интеграции в рамках ЕЭП, основными из которых являются - формирование полноценной зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, гармонизация макроэкономической политики и унификация экономического законодательства Сторон.
Решение этих задач требует прежде всего проведения Сторонами единой таможенной политики в торговле между собой и третьими странами, обеспечивающей защиту товаропроизводителей стран-участниц ЕЭП, стимулирование в условиях общего рынка промышленного и сельскохозяйственного производства и рост на этой основе взаимного товарооборота, проведение согласованной политики в области приватизации и налогов.
Координацию процессов формирования ЕЭП и управления им намечается осуществлять соответствующими наднациональными органами, структура которых будет разрабатываться с учетом уровней интеграции. Прежде всего это - создание единой регулирующей межгосударственной Комиссии по торговле и тарифам, обладающей наднациональными полномочиями.
Основной позитивной чертой нового интеграционного проекта является состав участников Соглашения, в который вошли наиболее экономически и технологически развитые страны-члены СНГ, тесно связанные между собой не только в сырьевой области, но и в обрабатывающих отраслях экономики, то есть наиболее подходящие для решения интеграционных задач, чем те же партнеры по ЕврАзЭС.
Так, на долю стран-участниц ЕЭП приходится более 87% совокупного ВВП стран-членов СНГ, 93% их внутрирегионального экспорта и 90% импорта. Эти страны обладают наиболее значительными природными ресурсами, крупными научно-техническим и производственным потенциалами, которые по-прежнему являются взаимосвязаны,# единой транспортной сетью, опытом создания и эксплуатации единой энергетической системы, магистральных нефте- и газопроводов, а также наиболее квалифицированными специалистами и рабочими.
Принципиально новым моментом в данном интеграционном проекте является согласие Украины на участие одновременно с Россией в межгосударственном объединении стран-членов СНГ. Именно украинское участие важно для активизации многосторонних интеграционных процессов в рамках СНГ, хотя по многим группам товаров Украина и Россия и являются конкурентами, а не партнерами.
Тем не менее, важнейшей проблемой реализации Соглашения являются разногласия во взглядах России и Украины в отношении будущего союза, а также принципов его функционирования.
Так, Украина реально готова только к созданию зоны свободной торговли стран-участниц ЕЭП и предлагает продвигаться к созданию ЕЭП не синхронно для всех участников, а через "разные уровни взаимодействия". Кроме того, хотя Соглашение предусматривает согласование условий вступления во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), Украина ведет сепаратные переговоры об автономном вступлении в ВТО и уже заключила более 20 договоров со странами-членами ВТО. Очевидно, что если Украина и далее будет отказываться от согласованных с Россией мер по вступлению в ВТО, то это приведет к срыву проекта создания ЕЭП.
При этом Украина пытается добиться в рамках ЕЭП, как и в двусторонних отношениях с Россией и со странами-членами СНГ в целом, создания зоны свободной торговли в ее радикальном варианте - без изъятий отдельных групп товаров, с взиманием налога на добавленную стоимость от экспорта нефти и газа в украинский бюджет, а также поставок нефти и газа в Украину по внутренним российским ценам. Очевидно, что реализация такого варианта интеграции вне всего комплекса мер по созданию ЕЭП приведет к серьезным экономическим потерям для российской стороны.
Тем не менее, формирование из таможенных территорий стран-участниц ЕЭП зоны свободной торговли, в которой отменяются пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли применительно к товарам из этих стран (в отношении стран, не участвующих в соглашении о зоне свободной торговли, участники этой зоны проводят самостоятельную торговую и тарифную политику), представляет собой первый этап региональной экономической интеграции и закладывает основу дальнейшего интеграционного процесса.
Иначе говоря, в дальнейшем необходимо добиться реального углубления интеграционного процесса в экономическом, политико-правовом и институциональном аспектах, то есть движение к созданию ЕЭП должно происходить от простейшей зоны свободной торговли через таможенный союз и единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу, к координации внешней и оборонной политики.
Именно эта целевая установка должна быть реализована в процессе создания ЕЭП и именно на это должны быть направлены основные усилия всех сторон данного Соглашения, прежде всего России.
Необходимость этого связана с тем, что особая и доминирующая роль в процессе интеграции на постсоветском пространстве объективно принадлежит именно России (как естественного ядра и неформального центра всего СНГ), на которую приходится более половины населения и более 75% совокупного валового продукта стран-членов СНГ, а также подавляющие объемы экспорта-импорта со странами-членами СНГ.
Однако Россия пока не стремится играть роль лидера стран-членов СНГ, для которых российский рынок является не только привлекательным, но и в значительной мере безальтернативным для экспорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, импорта энергоносителей, сырья и материалов. Более того, Россия занимает такую же выжидательную позицию, как и другие страны-члены СНГ, которая обусловлена тем, что перспективы развития как стран-членов СНГ, так и стран-участниц ЕЭП связаны с поиском оптимальных форм вхождения в европейское и мировое экономическое пространство. Очевидно, что все эти страны в большей степени заинтересованы в сотрудничестве именно с экономически более развитыми странами и их союзами, поскольку это открывает для них возможности приобретения новейшей техники и оборудования, создания производств мирового уровня и стандартов, и, как следствие этого, возможности эффективного конкурирования на мировых рынках, в том числе и на рынках стран-членов СНГ.
В свете этого, перспективы создания ЕЭП осложняются по причине неэффективных отраслевых структур и структур внешнеторговых балансов стран-членов СНГ. Так, в товарной структуре взаимного экспорта этих стран, включая Россию, преобладают минеральное сырье, черные и цветные металлы, продукция химической, нефтехимической и пищевой промышленности. Около половины экспорта России в эти страны занимают минеральные ресурсы (газ, нефть, каменный уголь и др.), а экспорт машин и оборудования - около 13%. Такая структура товарооборота между странами-членами СНГ, связанная с наличием в этих странах преимущественно однотипных производств, снижает их взаимодополняемость и делает их конкурентами на одних и тех же рынках.
Все это усиливает тенденции стран-членов СНГ к тесной интеграции с действующими союзами экономически более развитых стран, прежде всего с Европейским Союзом и НАТО, и передачи им определенной части полномочий в сфере экономической политики, и, следовательно, к привлечению значительных иностранных, в том числе транснациональных инвестиций, которые позволят им модернизировать производство и эффективно конкурировать с российскими товарами. Очевидно, что в этом случае за Россией будет закреплен статус поставщика дешевого топливно-энергетического сырья.
Хотя указанные выше возможности вхождения в европейское и мировое экономическое пространство и доступа благодаря этому к новейшим технологиям являются неодинаковыми у различных стран-членов СНГ, необходимо учитывать также действие внешних факторов, которое# связаны с тем, что борьба за получение стратегически приоритетных позиций на постсоветском пространстве и ужесточение конкуренции на рынках стран-членов СНГ будут неизбежно усиливаться и сокращать, тем самым, для России лимит времени для создания полноценного ЕЭП.
Так, ни Европейский Союз, ни НАТО в лице США не являются сторонними наблюдателями и прямо или косвенно участвуют в борьбе за ресурсный, научный и кадровый потенциал стран-членов СНГ, главным образом, стран-участниц ЕЭП. Соответственно, результатом этой борьбы может стать лишь дальнейшее усиление геополитических и экономических позиций какой-либо из соперничающих сторон на рынках стран-членов СНГ. Иначе говоря, Европейский Союз и США неизбежно будут и далее стремиться обеспечить себе наиболее выгодные "стартовые позиции" для этой борьбы.
Исходя из этого, следует заключить, что в перспективе будет происходить либо распад СНГ в результате присоединения стран-членов СНГ к существующим мировым или региональным экономическим союзам, либо необходимо создавать собственный центр экономического, технологического и инновационного притяжения на постсоветском пространстве. Очевидно, что на роль такого центра может претендовать только Россия - как единственная из стран-членов СНГ, обладающая ресурсным (в широком смысле) потенциалом, достаточным, чтобы стать великой державой по критериям XXI века, вокруг которой и должно формироваться единое экономическое пространство этих стран.
Таким образом, именно за Россией объективно закреплена роль катализатора восстановления единого экономического пространства, а важнейшим направлением ее интеграционной политики должно стать обеспечение доминирования российского капитала в странах-членах СНГ, прежде всего в странах-участницах ЕЭП, активное инвестирование российских капиталов в эти страны, создание совместных и транснациональных компаний во всех сферах экономики и главным образом в отраслях высоких технологий, передача этих технологий в страны-партнеры и модернизация старых или создание новых высокотехнологичных и конкурентоспособных предприятий в этих странах.
Поэтому в основу всех интеграционных процессов должен быть положен не только приоритет России в топливно-энергетическом секторе экономики, но и, прежде всего, существующий ее приоритет в сфере высоких технологий мирового уровня, который должен стать решающим аргументом в ходе переговоров со странами-членами СНГ и участницами ЕЭП, а также перспективным фактором конкуренции с Европейским Союзом и США за постсоветское экономическое пространство.
Первым и наиболее главным шагом в этом направлении должно стать обозначение Россией своей социально-политической и экономической стратегии, направленной на ее становление в качестве одного из эффективных полюсов современного глобального мира, и именно в этом аспекте определение стратегических приоритетов по отношению к странам-членам СНГ.
Таким образом, несмотря на наличие большого числа проблем, в том числе связанных с расширением Европейского Союза и НАТО, стремлением стран-членов СНГ к интеграции в Европейский Союз и НАТО, автономного вхождения в ВТО (главным образом Украины), необходимо и дальше делать все возможное для сближения этих стран и формирования ЕЭП, учитывая, что эффект от мероприятий по формированию ЕЭП в принципе не может рассматриваться в краткосрочном периоде.
Договор о формировании ЕЭП необходимо оценивать с учетом внесенных Президентом Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе", подписанного президентами двух стран - России и Украины в г.Киев 28 января 2003 года, а также проекта федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива", подписанного президентами двух стран - России и Украины в г.Керчь 24 декабря 2003 года.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 16771-4 "О ратификации Соглашения о формировании Единого экономического пространства".
Первый заместитель Председателя Комитета |
Ю.Г.Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.