Заключение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
на проект федерального закона N 16765-4 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива", внесенный Президентом Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона N 16765-4 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива", внесенный в Государственную Думу 13 февраля 2004 года Президентом Российской Федерации.
Договор был подписан в г.Керчь 24 декабря 2003 года и зафиксировал принципиально важные для России и Украины положения по правовому статусу Азовского моря и Керченского пролива, а также по вопросам совместного использования Азово-Керченской акватории.
Договор закрепляет исторически сложившийся статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод России и Украины. Данное положение имеет исключительно важное значение для России, поскольку регламентирует условия прохождения через эти воды торговых судов и военных кораблей третьих стран. Так, условиями Договора предусмотрено, что военные корабли третьих стран могут заходить и проходить через Керченский пролив только по согласованию Сторон.
Договор признает необходимость сохранения Азовско-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины. Тем самым устанавливаются общие критерии, по которым будет оцениваться регламентируемая Договором свобода судоходства в Азовском море и Керченском проливе торговых судов и военных кораблей как России и Украины, так и третьих стран. Данное положение имеет важное значение также и для сохранения экологического равновесия в Азовско-Керченской акватории.
Договор устанавливает, что разграничение Азовского моря линией российско-украинской государственной границы является возможным только по соглашению Сторон. Такая норма Договора открывает перспективную для России возможность решения вопроса о проведении российско-украинской государственной границы по водной поверхности Азовско-Керченской акватории с учетом экономических и, что особенно важно, геополитических интересов России.
Договор закрепляет основные направления совместной хозяйственной деятельности России и Украины в Азовско-Керченской акватории, которые касаются прежде всего сферы торгового судоходства, рыболовства, охраны окружающей среды и биологических ресурсов. Это позволит нормализовать российско-украинские экономические отношения в данном регионе, создать нормативную базу для расширения интеграционных процессов в целом и, в частности, для таких сопредельных к этому региону субъектов России, как Краснодарский край и Ростовская область.
Договор фиксирует положение, в соответствии с которым урегулирование всех вопросов по Азовско-Керченской акватории и установлению российско-украинской государственной границы осуществляется только на основе соглашения между Сторонами. Данное положение ограничивает возможность односторонних действий со стороны Украины по этим вопросам, что имеет для России важное значение в свете проявляемых со стороны Украины попыток к одностороннему сближению с НАТО и Европейским Союзом, а также к несинхронному с Россией вхождению во Всемирную торговую организацию.
Договор отвечает геополитическим и хозяйственным интересам России в урегулировании проблем Азовско-Керченской акватории, создает правовую основу для устранения связанных с данной проблематикой спорных вопросов, а также устанавливает четкие перспективы для достижения положительных результатов по всему комплексу российско-украинских отношений как в Азовском море, так и в Керченском проливе.
Договор необходимо оценивать с учетом внесенных Президентом Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона "О ратификации Соглашения о формировании Единого экономического пространства", подписанного президентами четырех стран - России, Беларуси, Казахстана и Украины 19 сентября 2003 года в г.Ялта, а также проекта федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе", подписанного президентами двух стран - России и Украины в г. Киев 28 января 2003 года.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 16765-4 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива".
Первый заместитель Председателя Комитета |
Ю.Г.Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.