В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект предусматривает повышение уровня пенсионного обеспечения лиц, проживающих в районах, где решениями органов государственной власти СССР, РСФСР или федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, в том числе проживающих на территории закрытых административно-территориальных образований.
В частности, в законопроекте предусматривается увеличение базовой части трудовой пенсии на централизованно установленный районный коэффициент к заработной плате. При этом если установлены разные районные коэффициенты, предлагается применять районный коэффициент, начисляемый в данном районе к заработной плате для работников непроизводственных отраслей. При выезде граждан из указанных районов на новое место жительства районный коэффициент не сохраняется.
По идеологии нового пенсионного законодательства базовая часть трудовой пенсии должна обеспечивать минимальный уровень социальных гарантий всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию. При этом ее размер не может устанавливаться в зависимости от других условий, в частности, от оплаты труда работников в связи с особым режимом работы закрытого административно-территориального образования.
Размеры других частей трудовой пенсии - страховой и накопительной - находятся в прямой зависимости от роста заработной платы застрахованного лица, с которой уплачиваются страховые взносы на цели пенсионного обеспечения.
Кроме того, законопроектом предлагается для лиц, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, учитывать повышенные соотношения заработков при расчете трудовой пенсии, как это предусмотрено для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Предлагаемый подход противоречит действующему пенсионному законодательству в части применения районного коэффициента при определении размера трудовой пенсии и оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
Идеология оценки пенсионных прав застрахованных лиц заключается в сохранении прав, приобретенных гражданами на 1 января 2002 г. по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства. Так, в этих целях повышенные нормы учета соотношения заработков были установлены для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Для лиц, проживающих в других районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, эта льгота не предусматривалась. Соответственно, по состоянию на 1 января 2002 г. указанные лица права на более высокое соотношение заработков не имели.
Реализация данного законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, это приведет к увеличению размеров пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других социальных выплат, определяемых исходя из размеров базовой части трудовой пенсии, что потребует также выделения дополнительных средств.
Согласно положениям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при принятии федерального закона, реализация которого потребует увеличения финансирования по соответствующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, в соответствующем федеральном законе должны содержаться нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджета.
Учитывая изложенное, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 15 января 2004 г. N 141п-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу Государственной Думой Томской области"
Текст письма официально опубликован не был