Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 22 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 22 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" предполагает внесение в статью 22 указанного Федерального закона дополнения, направленного на расширение перечня вопросов, по которым могут быть заключены международные договоры, необходимые для достижения целей указанного Федерального закона, а именно для обеспечения интересов Российской Федерации при урегулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности.
Одной из проблем, существующих в области реституции культурных ценностей, перемещенных в годы Второй мировой войны, является проблема возвращения перемещенных культурных ценностей, полученных в результате археологических раскопок. К таким ценностям относятся как составляющий часть германского национального достояния Эберсвальдский клад золотых изделий I тысячелетия до нашей эры, найденный в середине XIX века в районе города Эберсвальда, находящегося на территории современной земли Бранденбург (указанный клад находится в числе культурных ценностей, перемещенных по окончании Второй мировой войны в Союз ССР), так и найденные в результате археологических раскопок XIX-XX веков предметы и их фрагменты из знаменитой археологической коллекции Керченского музея, имевшие российскую государственную принадлежность и составляющие часть исторического достояния России, вывезенные на территорию Германии и не возвращенные до настоящего времени.
Рассматриваемый законопроект предусматривает законодательное закрепление возможности заключения межгосударственного российско-германского договора, направленного на взаимное возвращение указанных археологических ценностей тому государству, культурно-историческим достоянием которого они являются. При этом необходимость заключения международного договора призвана обеспечить заинтересованность германской стороны в исключении возможности ссылок на спорность государственной принадлежности ценностей, которые могут быть возвращены России, а ссылка на "принцип почвы" применительно к возвращаемым Россией ценностям - не допустить передачи культурных ценностей без учета территориальных изменений, произошедших в результате Второй мировой войны.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 22 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"
Данный законопроект не предполагает внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 22 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"
Предлагаемые изменения законодательства не затрагивают экономические отношения и финансово-экономического обоснования не требуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.