Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации" от 10 марта 2004 г.
В статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается право по инициативе работодателя или работника заключать срочные трудовые договоры с совместителями, пенсионерами по возрасту, руководителями, заместителями руководителей, главными бухгалтерами организаций. По нашему мнению, данная норма ухудшает правовое положение пенсионеров, предоставляя руководителям право заключать с ними именно срочные трудовые договоры.
Заключение срочного трудового договора с работником, достигшим предельного возраста, при замещении определенных должностей по трудовому договору (контракту) допустимо, если это ограничение обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы. При введении такого рода возрастных ограничений должно быть обеспечено соблюдение Конституции Российской Федерации, в том числе конституционного принципа равенства, исключающего необоснованное предъявление разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию функции. Таким образом, заключение срочного трудового договора с работниками, достигшими пенсионного возраста, выступает в качестве дискриминационного признака. Аналогичная правовая позиция была выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 1999 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О высшем вузовском и послевузовском профессиональном образовании" в связи с жалобами граждан В.П.Малкова и Ю.А.Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани".
Кроме того, статья 59 Трудового кодекса Российской Федерации противоречит части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей дискриминацию по признаку возраста, Конвенции Международной Организации Труда N 111 (Женева, 25 июня 1958 г.) "О дискриминации в области труда и занятий", ратифицированной СССР в 1961 году, статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой все граждане равны перед законом.
На этом основании предлагаем внести изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации, исключив из списка категории граждан, с которыми может заключаться срочный трудовой договор, пенсионеров по возрасту.
Внесенный законопроект направлен на защиту конституционных прав граждан (свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду), являющихся пенсионерами по возрасту.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.