Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Изменения и дополнения предлагается внести в статьи 124, 127 и 135 Семейного кодекса Российской Федерации. Их цель - расширить возможности для усыновления детей российскими гражданами.
Во-первых, предлагается внести изменение в пункт 4 статьи 124 Семейного кодекса, который устанавливает приоритет в усыновлении детей российскими гражданами.
В этих целях установлено, что усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать их на воспитание в семьи российских граждан, и только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Семейного кодекса. Порядок, определенный этим пунктом, сводится к следующему. После утраты родительского попечения ребенку в течение одного месяца ищут семью по месту его нахождения. Если не удалось найти, поиск семьи продолжается в течение месяца на уровне региона. Не нашли в регионе, поиск идет в течение трех месяцев на территории всей России.
Однако принятие в 2001 году Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" привело к тому, что поиск семьи на федеральном уровне сократился фактически до двух месяцев. Это связано с тем, что указанным законом поступление сведений о детях в регион (региональный банк данных) уже означает поступление сведений в государственный банк данных, который состоит по закону из региональных банков данных и федерального банка данных. Для устранения возникшего противоречия между нормами Семейного кодекса и Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", а также в целях обеспечения прав усыновляемых детей и российских усыновителей предлагается восстановить статус-кво и в абзаце втором пункта 4 статьи 124 слова "трех месяцев" заменить словами "четырех месяцев".
Во-вторых, следует внести дополнения в статью 127 Семейного кодекса в части требований, предъявляемых к будущим усыновителям.
В соответствии с абзацами восьмым и девятым этой статьи усыновителями не могут быть "лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель)" и "лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям".
При всей правильности этих положений, подход к решению вопросов усыновления с учетом многообразия жизненных ситуаций должен быть более гибким. Безусловно, нельзя отдавать ребенка бомжу или лицу, не имеющему средств для собственного существования. Однако с учетом интересов ребенка и при условии, что усыновитель обладает всеми другими качествами для воспитания ребенка, суду следовало бы предоставить право вынести решение об усыновлении и при более низком доходе усыновителя, и при наличии у него жилья, которое имеет отступления от санитарных норм. Много жалоб по данному вопросу поступает в органы прокуратуры от военнослужащих, проживающих в военных городках и не имеющих надлежащего жилья. Им отказывают в усыновлении ребенка со ссылкой на абзац девятый статьи 127 Семейного кодекса.
В-третьих, в корректировке нуждается статья 135 Семейного кодекса в части изменения даты рождения усыновленного ребенка.
По действующей норме "изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается только при усыновлении ребенка в возрасте до года". Это жесткая установка закона на практике препятствует усыновлению ребенка людьми, которые уже имеют детей, и хотят сохранить факт усыновления в тайне, а разница в возрасте усыновляемого и собственного ребенка не позволяет это сделать (например, хотят усыновить ребенка, возраст которого 2 года, и имеют ребенка в возрасте 2,5 лет). Обоснованные жалобы по данному вопросу поступали в различные инстанции, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации.
В целях защиты прав усыновленных детей, обеспечения по желанию усыновителей тайны усыновления представляется целесообразным предоставить суду право изменить дату рождения усыновленному ребенку и после достижения возраста одного года.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Реализация указанного законопроекта не потребует материальных затрат федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению и дополнению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие указанного федерального закона не потребует внесения изменений и дополнений в акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.