Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, из текста указанной статьи с учетом требований статей 2, 15, 45, 46 Конституции Российской Федерации следует, что рассмотрение дела гражданина только в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, не является императивной нормой для органов судебной власти.
То есть Конституция Российской Федерации запрещает отказывать гражданину в рассмотрении его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, но не содержит прямого запрета на рассмотрение его дела в ином суде и тем судьей, к подсудности которых оно законом не отнесено.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации запрещает изменение подсудности (по соглашению сторон) лишь в трех случаях, установленных статьями 26, 27, 30 настоящего Кодекса. В других случаях изменение подсудности не запрещено.
Проведение в различных отраслях России (МПС, энергетика и др.) реорганизации организаций, которые ранее обладали гражданской процессуальной дееспособностью, привело к тому, что работник, проживающий и работающий в одной местности, вынужден обращаться для защиты нарушенных прав в суд, находящийся в другом, значительно удаленном регионе. В результате многие работники практически утратили возможность непосредственно участвовать в судебных заседаниях и самостоятельно отстаивать свои права.
Внесение предлагаемых изменений и дополнений в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации будет соответствовать Конституции Российской Федерации, статьям 6, 13 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" (ратифицирована Федеральным законом от 30.03.98 N 54-ФЗ), пункту 3 статьи 2 Международного пакта "О гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.73 N 4812-VIII).
Председатель областного Совета |
С.И.Горянский |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.