Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В соответствии с требованиями пунктов 11, 16 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы поселений должны устанавливаться с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня, за исключением случаев установления границ муниципального района на территориях с низкой плотностью населения, и границы муниципального района не могут пересекать границы поселения.
Указанные требования Федерального закона неприемлемы для земель отгонных пастбищ.
С отгонными пастбищами связано экономическое развитие горных районов Дагестана и в первую очередь животноводства, так как развитие других отраслей в горах из-за суровых природно-климатических условий и отсутствия пашни невозможно.
Из-за недостатка кормов хозяйства 23 горных районов перегоняют ежегодно на зимнее содержание в равнинные районы (на отгонные пастбища) республики более 1,5 млн. голов овец и 100 тыс. голов крупного рогатого скота. Общая площадь земель отгонных пастбищ составляет 1509,8 тыс.га, что занимает 30% территории республики, и находится в пользовании 837 хозяйств.
На этих землях возникли населенные пункты (сосредоточенные застройки) других административных районов республики, преимущественно горных, служащие для проживания людей, занимающихся отгонным животноводством, которые всегда были в административном подчинении горных районов. Таким образом оказалось, что большинство хозяйств, особенно в горной и предгорной частях республики, имеют земельные участки, удаленные от административного центра на значительные расстояния (до 500 км и более).
Разрушение исторически, традиционно сложившейся системы ведения сельского хозяйства, связанной с передачей сельских поселений и населенных пунктов в административное подчинение плоскостных районов, где расположены земли отгонного животноводства, приведет в условиях Дагестана к потере отгонных пастбищ горными районами, свертыванию отгонного животноводства как основы экономики большинства хозяйств, повлечет отток значительной части населения горного Дагестана на равнину, где площади сельскохозяйственных земель также ограниченны, изменит демографическую ситуацию и осложнит социально-экономическое положение в республике.
С учетом важности для Дагестана системы отгонного животноводства Народное Собрание Республики Дагестан выходило с предложением о сохранении отгонных земель в государственной собственности в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которое было поддержано при принятии Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Землям отгонных пастбищ Земельным кодексом Российской Федерации (ст.7) и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст.10) придается особый статус. Они могут передаваться гражданам и юридическим лицам только на праве аренды, а также на указанных землях, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных коренных народов Российской Федерации и этнических общностей, может быть установлен особый правовой режим их использования и их охрана должна осуществляться в соответствии как с федеральным законодательством, так и с законодательством субъекта Российской Федерации. Однако реализация требований пунктов 11, 16 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не обеспечивает сохранности и сложившейся системы использования земель отгонного животноводства.
В связи с вышеизложенным предлагается положения пунктов 11, 16 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не распространять на земли отгонных пастбищ (земли отгонного животноводства) и предоставить возможность определять статус сельских поселений и населенных пунктов на этих землях законом субъекта Российской Федерации.
Принятие данного закона не требует выделения средств и внесения изменений в другие федеральные законы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует расходования средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.