Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" разработан в целях совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю в направлении упрощения данной процедуры и сокращения сроков ее реализации от стадии формирования сведений о земельном участке до стадии государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений обусловлено неэффективностью действующей в настоящее время процедуры разграничения государственной собственности на землю, предусмотренной Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности". Предусмотренные указанными нормативными правовыми актами правила сложны и определяют объективно длительные сроки завершения процесса. Так, подготовка одного перечня земельных участков в случае отсутствия спора по земельному участку и при наличии всех необходимых документов в среднем занимает 7-9 месяцев. Перечни земельных участков пересылаются в различные инстанции шесть раз и делается три копии всех документов, что влечет за собой высокие материально-технические затраты.
Неэффективность процедуры разграничения государственной собственности на землю подтверждается существующим в настоящее время разрывом между количеством сформированных сведений о земельных участках и количеством зарегистрированных земельных участков. Так, по состоянию на 04.02.2004 Минимуществом России сформированы сведения по 315 тыс. земельных участков, в том числе по 145 тыс. земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, 47 тыс. земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, и 123 тыс. земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем Правительством Российской Федерации на сегодняшний день утверждены перечни, включающие только 8351 федеральный земельный участок, 36 земельных участков субъектов Российской Федерации и 45 земельных участков муниципальных образований.
Кроме того, процесс формирования государственной и муниципальной собственности на землю существенно сдерживается несовершенством законодательства, допускающего блокирование процесса разграничения государственной собственности на землю на местах в ходе согласительных и судебных процедур, а также при отказе по неосновательным причинам в согласовании перечней земельных участков, право собственности на которые возникает у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Отдельной проблемой является низкий уровень кадастрового учета земельных участков (их число составляет менее 30% от общего количества земельных участков, сведения о которых сформированы при разграничении государственной собственности на землю).
Следует обратить особое внимание, что одновременно с процедурой разграничения государственной собственности на землю сейчас действует процедура регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которые признаны находящимися в федеральной собственности федеральными законами (всего 15 федеральных законов). Регистрация права собственности Российской Федерации на такие земельные участки стала возможной только с принятием Земельного кодекса Российской Федерации и внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" в части определения порядка регистрации права собственности на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности в соответствии с федеральными законами. Как показывает практика, такой механизм проведения разграничения государственной собственности на землю более эффективен. Так, в настоящее время территориальными органами Минимущества России в силу федеральных законов зарегистрировано право собственности Российской Федерации уже на 15,6 тыс. земельных участков общей площадью 240 млн. га, в то время как на основании распоряжений Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков зарегистрировано право собственности Российской Федерации только на 2,88 тыс. земельных участков общей площадью 31,6 тыс. га.
Данный механизм, в случае законодательного изменения схемы разграничения государственной собственности на землю, может быть успешно реализован также по отношению к земельным участкам, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Проектом федерального закона определены земельные участки, которые являются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При определении таких земельных участков за основу приняты основания включения земельных участков в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, установленные Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Вместе с тем учитывалось, что Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" был принят раньше Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные участки признаются находящимися в соответствующей собственности федеральными законами. В связи с этим некоторые установленные Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" основания внесения земельных участков в перечни земельных участков не включены в законопроект, поскольку рядом федеральных законов земельные участки уже признаны находящимися в соответствующей собственности.
Право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки может возникнуть на основании закона. Так, статьями 17, 18 и 19 Земельного кодекса Российской Федерации как в действующей, так и в предлагаемой редакции определено, что в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно предлагаемым дополнениям в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки будет осуществляться в случаях, установленных законом, по заявлениям уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, либо граждан или юридических лиц, действующих на основании нотариально удостоверенных доверенностей, выданных указанными органами. При этом исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в трехдневный срок с даты подачи заявления о государственной регистрации права обязаны уведомить о представлении документов на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления по месту нахождения земельных участков. К уведомлению прилагается копия расписки в получении документов на государственную регистрацию прав, выданной учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализация норм законопроекта означает, что разграничение государственной собственности на землю произойдет в силу федерального закона с момента его вступления в силу. Учитывая, что инициатором проведения государственной регистрации права собственности на земельные участки будут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, принятие законопроекта позволит каждому уровню власти самостоятельно определять земельные участки, право собственности на которые необходимо зарегистрировать в первую очередь в целях управления и распоряжения ими. При этом необходимо отметить, что основания разграничения государственной собственности на землю определены законопроектом таким образом, что к собственности муниципальных образований будут отнесены все земельные участки, входящие в черту муниципальных образований, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законопроектом являются собственностью Российской Федерации и собственностью субъектов Российской Федерации.
Помимо этого, с принятием законопроекта отпадет необходимость в регулировании отношений в сфере определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, поскольку с даты его вступления в силу все земли в Российской Федерации будут отнесены к той или иной форме собственности. Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут распоряжаться соответствующими земельными участками после государственной регистрации права собственности публичных образований на них. Как следствие, одновременно законопроектом предлагается исключить пункт 14 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, предусмотренный законопроектом порядок разграничения государственной собственности на землю между несколькими типами муниципальных образований и определение земельных участков, которые являются муниципальной собственностью, соответствуют положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции). С принятием указанного федерального закона возникла необходимость в разграничении государственной собственности на землю между типами муниципальных образований. Также следует отметить, что нормы законопроекта разработаны с учетом поэтапного изменения системы организации органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приостановлена регистрация права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности. В связи с этим законопроект содержит норму, согласно которой до государственной регистрации права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, приостанавливается государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки, занятые указанными объектами культурного наследия.
В силу вышеуказанных положений законопроекта предлагается признать утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" как утрачивающий предмет регулирования.
Принятие законопроекта обеспечит ускорение и упрощение процесса разграничения государственной собственности на землю, снижение затрат на его проведение.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановленную, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю"
В данной сфере правового регулирования действуют Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного Aкодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю".
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" не потребует внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.