Проект федерального закона N 55940-4
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу
Статья 1
Дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2000, N 32, ст. 3340, ст. 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413, ст. 3421, ст. 3429; N 49, ст. 4554, ст. 4564; N 53, ст. 5015, ст. 5023; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, ст. 3027, ст. 3033; N 52, ст. 5132, ст. 5138; 2003, N 1, ст. 2, ст. 5, ст. 6, ст. 8, ст. 11; N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 26, ст. 2567; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2874, ст. 2879, ст. 2886; N 46, ст. 4435, ст. 4443, ст. 4444; N 50, ст. 4849; N 52, ст. 5030, ст. 5038) главой 32 следующего содержания:
"Глава 32. Земельный налог
Статья 397. Общие положения
1. Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами указанных субъектов Российской Федерации.
2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы городов Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Статья 398. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Статья 399. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
2. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда, предоставленные для целей, связанных с ведением лесного хозяйства, и лесопользования;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Статья 400. Налоговая база
1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 399 настоящего Кодекса.
2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 401. Порядок определения налоговой базы
1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
3. Налогоплательщики - организации, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
4. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
5. Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей в отношении каждого земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
2) инвалиды I группы;
3) инвалиды с детства;
4) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий;
5) физические лица, имеющие право на получение льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
6) физические лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
6. Уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга).
7. Если размер необлагаемой суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы по земельному участку, налоговая база принимается равной нулю.
Статья 402. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности
1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Если покупателями здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
Статья 403. Налоговый период. Отчетный период
1. Налоговым периодом признается календарный год.
2. Отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и налогоплательщиков - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливается квартал.
3. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы городов Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Статья 404. Налоговая ставка
1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков:
предоставленных лицам, признаваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением производящих подакцизную продукцию), и используемых указанными лицами для сельскохозяйственного производства, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;
занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду) или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства физическим лицам и (или) их объединениям;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Статья 405. Налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, отведенных для основания и содержания культовых зданий и сооружений;
3) организации - в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенного к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения.
Статья 406. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
2. Налогоплательщики - организации, исчисляют сумму налога и авансовые платежи по налогу самостоятельно.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога и авансовые платежи по налогу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
3. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы городов Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, налог и авансовые платежи по налогу не исчисляются налогоплательщиками, являющимися физическими лицами. При этом сумма налога и авансового платежа по налогу, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, исчисляются налоговыми органами.
Сумма авансовых платежей исчисляется как произведение установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) доли кадастровой стоимости земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 399 настоящего Кодекса, и налоговой ставки.
4. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
5. Налогоплательщики, которым отчетный период определен как квартал, авансовые платежи по налогу исчисляют по истечении отчетного периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
6. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом месяц возникновения указанных прав, а также месяц их прекращения принимается за полный месяц.
7. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
8. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы городов Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
9. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 399 настоящего Кодекса.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
10. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно, до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 399 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
12. Сведения, указанные в пунктах 10 и 11 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами местного самоуправления по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов.
13. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) в срок не позднее 1 марта этого года.
Статья 407. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга).
2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают исчисленную сумму налога с учетом подлежащих к уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 399 настоящего Кодекса.
4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Статья 408. Налоговая декларация
1. Налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Форма налоговой декларации по налогу утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов.
2. Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов.
3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.".
Статья 2
Внести в статью 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 527; N 34, ст. 1976; 1993, N 4, ст. 118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 32, ст. 3341; 2003, N 1, ст. 6; N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2886) следующие изменения:
второе предложение подпункта "б" пункта 1 исключить;
пункт 2 признать утратившим силу.
Статья 3
Признать утратившими силу:
Закон Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1424), за исключением статьи 25;
Закон Российской Федерации от 14 февраля 1992 года N 2353-1 "О внесении изменений и дополнений в статьи 6, 8 и 12 Закона РСФСР "О плате за землю" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 469);
пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1976);
Федеральный закон от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1860), за исключением пункта 18 статьи 1;
пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503);
пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4);
Федеральный закон от 28 июня 1997 года N 93-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и статью 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2954);
Федеральный закон от 18 ноября 1997 года N 145-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5342);
Федеральный закон от 31 декабря 1997 года N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 5);
статью 6 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613);
Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3810);
статью 13 Федерального закона от 29 декабря 1998 года N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 1);
статью 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3027);
статью 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).
Статья 4
При принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 32 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.
Статья 5
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статьи 3, которая вступает в силу с 1 января 2006 года.
2. В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами муниципального образования в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующем в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
3. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны до 1 марта 2005 года сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на эти земельные участки, по состоянию на 1 января 2005 года.
Указанные в настоящей статье сведения представляются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.