Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Законопроектом предусматривается глава 32 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которая заменит Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов и будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. При установлении земельного налога представительные органы местного самоуправления (органы законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых нормативных правовых актах (законах) смогут самостоятельно определять налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении земельного налога представительными органами местного самоуправления (органы законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусматриваться налоговые льготы.
Налогоплательщиками признаются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, определяемые в соответствии с земельным законодательством. Установлен порядок определения налогоплательщиков и налоговой базы в случае общей долевой или совместной собственности лиц на земельный участок.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта (закона), принятого представительным органом местного самоуправления (органами законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга). Из объекта налогообложения исключаются отдельные категории земель.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
В качестве налогового периода признается календарный год.
Главой определяется максимальный размер налоговой ставки, которая не может превышать 0,3 процента для земель, используемых для сельскохозяйственного производства и занятых жилым фондом, и 1,5 процента для других категорий земель. Принятие решений о конкретных размерах налоговых ставок, в том числе по отдельным категориям земель, и (или) категориям налогоплательщиков находится в компетенции представительных органов местного самоуправления.
Предусмотрено уменьшение налоговой базы на 10 тыс. рублей в отношении земельных участков, принадлежащих отдельным категориям физических лиц.
Учитывая, что земельный налог является местным, перечень налоговых льгот, устанавливаемых главой Кодекса, является ограниченным. Права на установление дополнительных налоговых льгот отнесены к компетенции представительных органов местного самоуправления (органов законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга).
Сумма налога и авансового платежа по налогу исчисляется отдельно в отношении каждого земельного участка исходя из налоговой ставки и кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики, являющиеся организациями и индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога, подлежащую уплате, самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, определяется налоговыми органами.
Законопроектом предусматривается также внести изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", признать утратившими силу отдельные акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и определить дату вступления в силу разрабатываемого закона. Федеральный закон вводится в действие с 1 января 2005 г.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
По данным государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков, подлежащих налогообложению, составляет 6255,8 млрд. рублей.
С учетом предлагаемых в законопроекте ставок земельного налога и коэффициента собираемости аналогичного налога за предыдущие годы поступления земельного налога при реализации главы 32 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации в 2005 году ожидаются в размере 64,1 млрд. рублей.
Перечень
актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
В связи с принятием федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации и внесении изменений в статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.