Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации"
Разработка представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" обусловлена многочисленными обращениями женщин, которые проработали в различных учреждениях и организациях области и столкнулись с проблемой назначения пенсии за выслугу лет, в связи с тем, что каждая из них в свое время находилась в отпуске по уходу за детьми и этот период не включается в "страховой период", дающий право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет, так как согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соотношении со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Таким образом, в указанный стаж включаются только периоды нахождения женщин в отпуске по беременности и родам, а сам отпуск по уходу за ребенком в данный период не включается.
Действует также статья 256 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности (за исключением случаев назначения пенсии по льготным основаниям).
По нашему мнению, невключение в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком является несправедливым, а кроме того, не отвечает принципам защиты материнства, установленным Конституцией Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации.
Ведь и статья 38 Конституции Российской Федерации и статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации провозглашают государственную защиту материнства, а это означает отношение к материнству как к ценности и соответственно должно вести к созданию социально-экономических предпосылок для полноценного материнства.
В сложившейся же в данный момент ситуации материнство обременяет женщину в области пенсионного обеспечения, у нее отсутствует стимул для полноценного материнства, так как ей приходится выбирать - либо раньше выходить на работу для увеличения стажа и не принимать должного участия в воспитании ребенка на первых годах его жизни, либо уделять внимание ребенку, но при этом не иметь права на досрочный выход на пенсию, так как в случае невключения периодов отпуска по уходу за ребенком в льготный стаж время выхода на пенсию по старости на общих основаниях и по льготному стажу в большинстве случаев не совпадает.
В связи с вышеизложенным предлагается подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изложить в следующей редакции: "период нахождения в отпуске (отпусках) по уходу за ребенком" (то есть исключается ограничение по периодам нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ограниченным тремя годами) и исключить в абзаце пятом статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации слова "(за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях)" (то есть в стаж по специальности будут включаться и отпуска по уходу за ребенком без ограничений).
В случае принятия представленного законопроекта снизится социальная напряженность, связанная с имеющимися ущемлениями прав женщин на материнство.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие указанного закона потребует дополнительных расходов из средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Расчет дополнительных затрат для Кемеровской области:
В среднем в год в Кемеровской области назначается 42 тысячи пенсий. Из этого количества досрочных трудовых пенсий по старости - 12,6 тысячи. Досрочных трудовых пенсий по старости женщинам, имеющим детей, назначается около 5 тысяч.
Средний размер досрочной трудовой пенсии по старости женщине, имеющей 30 лет страхового стажа на 1 января 2003 года, - 1489 рублей 75 копеек.
Расчет размера пенсии без учета страховых взносов:
0,64 х 1,2 х 1671 х 1,065 х 1,09 = 1489,75, где
0,64 - стажевый коэффициент
1,2 - соотношение заработка пенсионера к заработной плате по стране
1671 - средний заработок за III квартал 2001 года
1,065 и 1,09 - коэффициенты индексации
Расчет годовой суммы выплаты пенсий составит 89 385 120 рублей
1489,75 х 5000 х 12 = 89 385 120, где
1489,75 - размер пенсии без учета страховых взносов
5000 - количество женщин 12-месяцев
Средний размер досрочной трудовой пенсии по старости женщине без учета отпуска по уходу за ребенком составит 1419,92 рубля
0,61 х 1,2 х 1671 х 1,065 х 1,09 = 1419,92, где
0,61 - стажевый коэффициент
1,2 - соотношение заработка пенсионера к заработной плате по стране
1671 - средний заработок за III квартал 2001 года
1,065 и 1,09 - коэффициенты индексации
Разница между суммой пенсии с учетом отпуска по уходу за ребенком (3 года) и без учета отпуска составит в год 4189800 рублей
(1489,75 - 1419,92) х 5000 чел. х 12 месяцев = 4189800
Итого: потребность для Кемеровской области составляет 4,2 млн. рублей, тогда для Российской Федерации ориентировочно (4,2 x 89 субъектов) составит 373,8 млн. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" необходимо внести изменения и дополнения в пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516. Следует после слов "нетрудоспособности" дополнить словами "период нахождения в отпуске (отпусках) по уходу за ребенком".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.