В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Указанным законопроектом предлагается учитывать в страховом стаже период ухода одного из родителей за каждым ребенком без какого-либо ограничения, а также предусматривать зачет отпуска по уходу за ребенком в стаж на соответствующих видах работ для досрочного назначения пенсии.
Введенное в действие с 1 января 2002 г. новое пенсионное законодательство основано на страховых принципах. При этом, учитывая социальную значимость такого вида деятельности как воспитание детей, одному из родителей предоставлено право на включение в страховой стаж и наравне с периодами работы и (или) иной деятельности периода ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
При этом согласно статье 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для приобретения права на трудовую пенсию по старости достаточно всего лишь пяти лет страхового стажа.
Необходимо также иметь в виду, что в условиях действующего пенсионного законодательства продолжительность страхового стажа не влияет на размер трудовой пенсии, а только определяет наличие либо отсутствие права на нее.
Предлагаемый законопроектом зачет отпуска по уходу за ребенком в стаж на соответствующих видах работ при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ нарушает концепцию досрочного пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 и пунктом 3 статьи 28 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии с трудовым законодательством отпуск по уходу за ребенком не относится к ежегодным оплачиваемым и дополнительным отпускам.
В данном случае следует иметь в виду, что право на досрочную трудовую пенсию предоставляется гражданам исключительно в целях компенсации неблагоприятных производственных вредных факторов, воздействию которых они подвергаются на соответствующих видах работ.
По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", включался в стаж, с учетом которого назначалась досрочная пенсия по старости.
Вместе с тем с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. N 320-0, если на момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г. может быть засчитан в специальный стаж (стаж на соответствующих видах работ).
Реализация рассматриваемого законопроекта потребует дополнительных расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом законопроект не определяет конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов на его реализацию, что противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Учитывая изложенное, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 2292п-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу Советом народных депутатов Кемеровской области"
Текст письма официально опубликован не был