Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Государственный Совет Республики Татарстан вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Данный проект закона направлен на формирование общего правового пространства, усовершенствование действующего законодательства и защиту духовного пространства Российской Федерации от псевдорелигиозных учений и организаций. Предлагаемые изменения и дополнения заключаются в следующем.
На основании заключения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "О проверке соответствия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" международно-правовым обязательствам Российской Федерации" в преамбуле Закона предлагается устранить особое положение отдельных религий и подчеркивается уважительное отношение ко всем религиозным объединениям, действующим на территории Российской Федерации.
Содержание последующих норм законопроекта направлено на более полный учет специфики межконфессиональных отношений в Российской Федерации, совершенствование формы правового режима отделения религиозных объединений от государства. Так, предлагаемая редакция пункта 2 статьи 4 проекта закона в интересах общественного спокойствия и общественной безопасности ограничивает распространение новых вероучений и деятельность впервые созданных на территории Российской Федерации религиозных объединений в соответствии с законом. Законодательное ограничение деятельности новых религиозных образований предпринято с целью защиты культурного, духовно-нравственного наследия Российской Федерации от негативного воздействия иностранных религиозных организаций и миссионеров. Приведенные основания по ограничению религиозной свободы соответствуют положениям международно-правовых актов, содержащих положения о религиозных свободах.
На недопущение политизации деятельности религиозных объединений, на более полное соблюдение конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства направлено и положение пункта 8 статьи 4, запрещающее руководителям религиозных организаций совмещать деятельность священнослужителя с работой в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Раскрепощенное демократическими преобразованиями религиозное сознание породило немало проблем в деятельности религиозных организаций, поставило непростые вопросы перед государственными структурами по определению своего места в процессе религиозного возрождения. Говоря именно о влиянии на конфессиональные отношения, следует отметить, что наиболее предпочтительным вариантом является создание специальных органов по работе с религиозными объединениями. Данные органы, прежде всего, предназначены для осуществления информационных, координационных и организационных функций при реализации государственной политики в отношении религии и религиозных объединений. Деятельность данных органов должна строиться в строгом соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства. Положение об органе, регулирующем конфессиональную деятельность, внесено в пункт 10 статьи 4 Федерального закона.
Новая редакция пунктов 1 и 2 статьи 7 уточняет организационно-правовой статус религиозной группы. Устанавливается ее количественный критерий и возрастной ценз аналогично требованиям, предъявляемым к религиозным организациям. Новацией данной статьи является и подача сведений об основах и особенностях вероучения при начале деятельности религиозной группы в случае намерения в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию. Эти мероприятия направлены на развитие положений пункта 2 статьи 4 предлагаемой редакции закона и преследуют цель - осуществление более четкого государственного контроля над деятельностью вновь возникших вероучений.
Пункт 4 статьи 8 дополнен нормой, согласно которой на территории субъекта Российской Федерации может создаваться только одна централизованная религиозная организация одного вероисповедания. Данное предложение направлено на устранение параллельных духовных центров религиозных организаций одного вероисповедания.
Законодательное закрепление территориальной сферы деятельности для централизованных организаций одного вероисповедания в субъектах Российской Федерации будет способствовать защите канонического права и укреплению религиозной дисциплины. Данная норма представляет собой определенный компромисс между общественной необходимостью и внутренними установлениями религиозных организаций. Действие данной нормы на территории Республики Татарстан позволило консолидировать деятельность мусульманской уммы республики и способствовало решению многих проблем, связанных с религиозным возрождением в Татарстане.
Абзац шестой пункта 5 статьи 11 дополнен положением о предоставлении нотариально заверенной копии устава и свидетельства о регистрации централизованной религиозной организации. Данная норма призвана подтвердить фактическое существование данной религиозной организации при подтверждении о вхождении в нее местной религиозной организации.
Расширение оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке в случае использования названия, символики других религиозных организаций или осуществления деятельности без указания своего наименования (абзац 14 пункт 2 статьи 14) связано с встречающимися нарушениями подобного рода. Особенно часто подобные нарушения допускаются протестантскими организациями и связаны с использованием для наименования религиозных организаций образных выражений из евангельских текстов. Данное дополнение основано на нормах статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Внесение в пункт 2 статьи 20 изменения о согласовании с органом по работе с религиозными объединениями приглашения иностранных граждан в целях занятия духовно-профессиональной деятельностью обусловлено защитой духовного пространства Российской Федерации от проникновения идей религиозного экстремизма.
Вышеперечисленные изменения и дополнения были разработаны на основе итогового протокола "Рабочего совещания согласительной комиссии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и Республики Татарстан" от 26 января 2001 года в г.Нижнем Новгороде.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует дополнительных и иных затрат из Федерального бюджета.
Справка
об актах федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.