Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 36. Порядок подготовки, согласования, обсуждения и утверждения документации по планировке территории, подготавливаемой по заказу органов местного самоуправления
1. Органы исполнительной власти местных самоуправлений обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании действующих правовых актов - генеральных планов, нормативных правовых актов - правил землепользования и застройки в случаях:
- формирования посредством совмещенных проектов планировки и межевания границ зон изъятия, в том числе путем выкупа, границ зон резервирования земельных участков для их последующего изъятия, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд;
- формирования посредством проектов планировки земельных участков, превышающих по площади предельные параметры, установленные правилами землепользования и застройки, и являющихся планировочными элементами территорий - кварталами, микрорайонами, для предоставления физическим и юридическим лицам, которые обязуются провести межевание предоставленного участка на несколько участков меньшего размера, соответствующих градостроительным регламентам, обустроить их инфраструктурой и передать права другим застройщикам для жилищного и иных видов строительства, или самостоятельно завершить строительство;
- формирования посредством совмещенных проектов планировки и межевания, или проектов межевания земельных участков, не превышающих по площади предельные параметры, установленные правилами землепользования и застройки, для предоставления на торгах физическим и юридическим лицам сформированных земельных участков в целях строительства;
- установления посредством совмещенных проектов планировки и межевания, или проектов межевания на застроенных территориях границ земельных участков существующих зданий, строений, сооружений;
- обеспечения условий для реконструкции застроенных территорий физическими и юридическими лицами путем подготовки материалов к проектам застройки реконструируемых территорий и использования их при проведении конкурсов на предоставление победителям права осуществления реконструктивных мероприятий.
2. Органы местного самоуправления обеспечивают подготовку, согласование, обсуждение и утверждение совмещенных проектов планировки и межевания в случаях формирования границ зон изъятия, в том числе путем выкупа, границ зон резервирования земельных участков для их последующего изъятия, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд в порядке, определенном настоящим пунктом.
Решение о подготовке указанного вида документации по планировке территории принимает глава муниципального образования. В решении указываются.
- основания его принятия в форме указания на генеральный план, реализация решений которого связана с необходимостью подготовки документации по планировке соответствующей территории;
- территория, в пределах которой будет подготавливаться документация по планировке территории;
- разработчик документации по планировке территории, определенный, в том числе, по результатам конкурса, или порядок и сроки проведения конкурса по выбору разработчика,
- срок представления подготовленной документации по планировке территории на согласование,
- иные вопросы, относящиеся к подготовке документации по планировке территории.
Оповещение о решении подлежит опубликованию в течение десяти дней после его принятия.
При подготовке документации по планировке территории установление границ, в пределах которых земельные участки, иные объекты недвижимости подлежат изъятию, в том числе путем выкупа, резервированию с последующим изъятием, в том числе путем выкупа, должно производиться таким образом, чтобы:
- не происходило пересечение этими границами зданий, строений, сооружений капитального характера;
- оставшаяся после изъятия, в том числе путем выкупа, часть земельного участка представляла бы собой целостный объект недвижимости, который мог бы использоваться по соответствующему назначению. В противном случае в границы зоны изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования должен входить весь земельный участок.
Разработчик представляет подготовленную документацию по планировке территории уполномоченному органу местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности, который обеспечивает:
- оценку документации по планировке территории на соответствие техническим регламентам по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости и несет ответственность за указанное соответствие;
- участие общественности в подготовке документации по планировке территории в порядке, определенном статьей 38 настоящего Кодекса с учетом предметов обсуждения, определенных настоящим пунктом;
- подготовку заключения по результатам оценки и публичных слушаний документации по планировке территории, направляемого главе муниципального образования.
Предметами обсуждения документации по планировке территории общественностью являются вопросы:
- о наличии оснований для подготовки документации по планировке территории;
- о наличии муниципальных нужд, которые не могут быть реализованы без изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования земельных участков, иных объектов недвижимости;
- об отсутствии других вариантов расположения границ зон изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования, кроме тех, которые предлагаются документацией по планировке территории;
- соблюдение градостроительных регламентов, технических регламентов по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости;
- соразмерности возможного ущерба физическим и юридическим лицам и выгод от планируемой реализации муниципальных нужд.
По результатам оценки документации по планировке территории и публичных слушаний уполномоченный орган местного самоуправления представляет заключение главе муниципального образования, который принимает решение об утверждении или не утверждении документации по планировке территории.
Решение подлежит опубликованию в течение десяти дней после его принятия.
Утвержденная документация по планировке территории является основанием для принятия представительным органом местного самоуправления правового акта об изъятии, в том числе путем выкупа, резервировании земельных участков, иных объектов недвижимости для муниципальных нужд. В случае, если указанный акт не был принят в течение трех месяцев после дня утверждения документации по планировке территории, указанная документация считается не утвержденной и утрачивает силу. Решение о повторной подготовке документации по планировке территории по решению данного вопроса может быть принято не ранее, чем через год, считая со дня истечения срока, установленного для принятия указанного акта.
Правовой акт об изъятии, в том числе путем выкупа, резервировании земельных участков, иных объектов недвижимости для муниципальных нужд подлежит опубликованию в течение десяти дней после его принятия. Неотъемлемой частью указанного акта является карта границ зон изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования с обозначением границ подлежащих изъятию, в том числе путем выкупа, резервированию земельных участков и список правообладателей изымаемых путем выкупа, резервируемых земельных участков, иных объектов недвижимости. В течение двадцати дней после принятия правового акта об изъятии, в том числе путем выкупа, резервировании его содержание должно быть доведено до сведения указанных правообладателей в индивидуальном порядке.
Физические и юридические лица вправе обжаловать в судебном порядке документацию по планировке территории в течение трех месяцев со дня утверждения такой документации.
Не допускается принятие решений по реализации утвержденной документации по планировке территории (включая принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, резервировании земельных участков) до дня вступления в силу судебных решений по жалобам, направленным в пределах срока, указанного в абзаце 1 настоящего пункта.
3. Органы местного самоуправления обеспечивают подготовку, согласование, обсуждение и утверждение проектов планировки в случаях формирования земельных участков, превышающих по площади предельные параметры, установленные правилами землепользования и застройки, и являющихся планировочными элементами территорий - кварталами, микрорайонами, для предоставления физическим и юридическим лицам, которые обязуются провести межевание предоставленного участка на несколько участков меньшего размера, соответствующих градостроительным регламентам, обустроить их инфраструктурой и передать права другим застройщикам для жилищного и иных видов строительства, или самостоятельно завершить строительство. В указанных случаях порядок подготовки, согласования, обсуждения и утверждения проектов планировки определяется настоящим пунктом.
В указанных случаях подготовка проектов планировки:
- осуществляется применительно к свободным от застройки территориям не разделенным на планировочные элементы (кварталы, микрорайоны, иные планировочные элементы) и на земельные участки, находящимся в муниципальной собственности и предназначенным для застройки в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки;
- может осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Проект планировки территории:
- подлежит согласованию уполномоченными органами исполнительной власти местного самоуправления в части: соответствия техническим регламентам по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости; инженерно-технических, финансовых и организационных вопросов обеспечения процесса освоения, разделения и обустройства выделяемого земельного участка;
- после согласования утверждается главой муниципального образования в части границ земельного участка, сформированного для последующего разделения на несколько земельных участков.
После утверждения границ сформированного земельного участка глава муниципального образования обеспечивает в соответствии с земельным законодательством проведение конкурса среди физических, юридических лиц на предоставление прав на земельный участок победителю конкурса, который обязуется в согласованные сроки осуществить межевание земельного участка и обустройство нескольких вновь сформированных земельных участков.
Проект планировки территории, подготовленный по инициативе и за счет средств физического, юридического лица может использоваться для проведения конкурса. Указанному лицу, которое не стало победителем конкурса, компенсируются затраты на подготовку проекта планировки.
Победитель конкурса обеспечивает:
- проведение государственного кадастрового учета земельного участка и регистрацию прав на него,
- подготовку, представление на согласование, обсуждение и утверждение проекта межевания в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи;
- иные действия по обустройству земельного участка и распоряжению им в соответствии с законодательством.
4. Органы местного самоуправления обеспечивают подготовку, согласование, обсуждение и утверждают совмещенные проекты планировки и межевания, проекты межевания в случаях формирования земельных участков, не превышающих по площади предельные параметры, установленные правилами землепользования и застройки, для предоставления на торгах физическим и юридическим лицам сформированных земельных участков в целях строительства. В указанных случаях порядок подготовки, согласования, обсуждения и утверждения документации по планировке территории определяется с учетом настоящего пункта.
В указанных случаях подготовка совмещенных проектов планировки и межевания, проектов межевания осуществляется применительно к:
- свободным от застройки территориям, не разделенным на земельные участки, находящимся в муниципальной собственности и предназначенным для застройки в соответствии с генеральным планом, правилами землепользования и застройки;
- застроенным территориям, не разделенным на земельные участки под существующими зданиями, строениями, сооружениями, для выявления и формирования свободных от застройки земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам.
Совмещенные проекты планировки и межевания, проекты межевания:
- подлежат согласованию уполномоченным органом исполнительной власти местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности в части соответствия техническим регламентам по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости;
- подлежат публичным слушаниям, проводимому в порядке статьи 38 настоящего Кодекса, применительно к вопросам: наличия оснований для разработки проекта; соблюдения градостроительных регламентов, технических регламентов по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости; соблюдения прав и законных интересов прав физических и юридических лиц;
- после завершения процесса согласования и обсуждения утверждаются главой муниципального образования.
Информация о решении об утверждении проекта подлежит опубликованию в течение десяти дней после его принятия.
Граждане и юридические лица вправе обратиться в суд по поводу утверждения и содержания проекта в течение трех месяцев со дня принятия решения об утверждении проекта.
После утверждения совмещенного проекта планировки и межевания, проекта межевания глава муниципального образования обеспечивает мероприятия по предоставлению сформированных земельных участков физическим и юридическим лицам в порядке, определенном земельным законодательством.
5. Органы местного самоуправления обеспечивают подготовку, согласование, обсуждение и утверждают совмещенные проекты планировки и межевания, проекты межевания в случаях установления на застроенных территориях границ земельных участков существующих зданий, строений, сооружений в порядке, определенном данным пунктом настоящей статьи, иными нормами законодательства.
Указанные проекты могут подготавливаться по инициативе и за счет средств:
- органов местного самоуправления,
- правообладателей зданий, строений, сооружений, а также собственников квартир в многоквартирных жилых домах,
- физических и юридических лиц, направляющих в органы местного самоуправления предложения о формировании в составе застроенных территорий свободных от застройки земельных участков, не обремененных правами третьих лиц, для предоставления в целях строительства.
При подготовке указанной документации по планировке территории должны учитываться:
- фактически сложившееся землепользование;
- минимальные размеры земельных участков, определяемые градостроительными нормативами, действовавшими на период застройки территории;
- необходимость установления границ зон действия публичных сервитутов для обеспечения проходов, проездов, обеспечения безопасности и возможности обслуживания инженерно-технических коммуникаций и объектов;
- права третьих лиц, которые не должны ущемляться в результате установления на местности границ земельных участков и которые могут быть гарантированы в определенных случаях только путем официального утверждения факта неделимости земельных участков (кварталов), на которых расположены несколько многоквартирных жилых домов.
В документации по планировке территории помимо границ земельных участков существующих зданий, строений, сооружений могут фиксироваться границы свободных от застройки земельных участков, свободных от прав третьих лиц, находящихся в муниципальной собственности и предлагаемых для предоставления физическим, юридическим лицам в целях строительства.
Совмещенные проекты планировки и межевания, проекты межевания подлежат согласованию:
- уполномоченным органом исполнительной власти местного самоуправления в части соответствия: техническим регламентам по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости; градостроительным регламентам - применительно к выявленным свободным земельным участкам, предлагаемым для нового строительства в пределах застроенной территории;
- общественностью в форме публичных слушаний, проводимых в порядке статьи 38 настоящего Кодекса, и других, не запрещенных законодательством формах.
Предметом согласования в рамках публичных слушаний является соблюдение прав жителей существующих жилых домов, правообладателей иных объектов недвижимости.
Указанные проекты после завершения процесса согласования и общественного обсуждения утверждаются главой муниципального образования.
Информация о решение# об утверждении проекта подлежит опубликованию в течение десяти дней после его принятия.
Граждане и юридические лица вправе обратиться в суд по поводу утверждения и содержания проекта в течение трех месяцев со дня принятия решения об утверждении проекта.
Содержащиеся в составе утвержденной документации по планировке территории планы земельных участков, оформленные в соответствии со статьей 32 настоящего Кодекса:
- являются основанием для подготовки в установленном порядке кадастровых планов земельных участков, выноса на местность границ земельных участков, их государственного кадастрового учета для целей государственной регистрации прав на эти участки;
- используются для подготовки документов на проведение торгов по предоставлению выявленных свободных земельных участков для строительства в порядке, определенном земельным законодательством.
6. Органы местного самоуправления по своей инициативе и за счет средств бюджета могут подготавливать материалы к проекту застройки применительно к территориям реконструкции при условии наличия:
- правил землепользования и застройки, действие которых распространяется на территорию, применительно к которой предлагается осуществить реконструктивные мероприятия;
- правового акта представительного органа власти местного самоуправления о придании особого статуса реконструируемой территории, принятого в порядке, определенном пунктом 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
В указанных случаях материалы к проекту застройки используются как основание для организации и проведения конкурса на предоставление физическим, юридическим лицам права подготовить и осуществить реконструкцию, проводимого в порядке определенном пунктом 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.