Пояснительная записка
к проекту Градостроительного кодекса Российской Федерации
Проект нового Градостроительного кодекса Российской Федерации является комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного регулирования, проектирования и собственно строительства. Необходимость принятия нового кодекса вызвана рядом причин юридического (необходимость приведения градостроительного законодательства в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными законами), экономического (назревшие требования по снижению административных барьеров в строительстве, повышению ответственности участников рынка и защите прав на недвижимость) и социального (необходимость повышения роли общественного участия в принятии градостроительных решений) характера.
Принятие данного законопроекта является необходимым условием для формирования рынка доступного жилья и увеличения объемов жилищного строительства. Без снижения административных барьеров доступа на рынок жилищного строительства и формирования прозрачного и эффективного механизма предоставления сформированных земельных участков для жилищного строительства с установленными градостроительными регламентами все усилия по расширению платежеспособного спроса населения через развитие жилищного кредитования приведет лишь к повышению цен на рынке жилья.
По своей структуре проект Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проект кодекса) состоит из 11 глав и 57 статей.
В первой главе устанавливаются основные понятия, используемые в проекте кодекса, основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, а также отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности, к которым относятся отношения по территориальному планированию, градостроительному регулированию, проектированию, строительству и реконструкции объектов недвижимости. Проект кодекса определяет совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по законодательству о градостроительной деятельности (которое в целом относится в первую очередь к сфере административного права) и устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности не могут противоречить кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
Во второй главе проекта кодекса определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Полномочия соответствующих органов по планированию размещения и обеспечению строительства объектов федерального, регионального и местного значения увязаны с установлением двух групп объектов. В первой группе - исчерпывающие перечни объектов, при размещении которых допускается изъятие земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе путем выкупа. Во второй - объекты, размещение которых необходимо для выполнения полномочий соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но при этом не допускается принудительное изъятие земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе путем выкупа.
Полномочия органов местного самоуправления приводятся применительно к новым типам муниципальных образований (поселениям, городским округам и муниципальным районам), установленным согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Третья глава посвящена вопросам территориального планирования. К правовым актам территориального планирования Российской Федерации отнесены схемы планирования размещения объектов федерального значения и схемы планирования изменения границ земель лесного фонда, водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны, земель поселений - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. К правовым актам территориального планирования субъектов Российской Федерации отнесены схемы планирования размещения объектов регионального значения и схемы планирования изменения границ земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых природных территорий регионального значения. К правовым актам территориального планирования муниципальных образований отнесены генеральные планы поселений, городских округов, а также схемы размещения объектов местного значения муниципальных районов. Отсутствие правовых актов территориального планирования влечет наложение запрета на действия соответствующих органов власти по изъятию, в том числе путем выкупа, и резервированию земельных участков и иных объектов недвижимости для реализации собственных публичных нужд, а также по изменению границ муниципальных образований и соответствующих категорий земель.
Процедуры согласования правовых актов территориального планирования всех уровней детально описаны по всем основным элементам: предмет, субъекты, сроки согласования. Кроме того, предусмотрены процедуры преодоления несогласования, а также возможность совместной подготовки правовых актов территориального планирования несколькими публичными образованиями.
Особое внимание уделено участию общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования посредством основной процедуры - публичных слушаний. Кроме того, проектом кодекса защищаются также права заинтересованных собственников земельных участков и иных объектов недвижимости, чьи интересы могут быть нарушены принятием того или иного правового акта территориального планирования. Такие собственники вправе предложить на рассмотрение альтернативный вариант размещения конкретных объектов.
В четвертой главе регулируются вопросы, связанные с правовым зонированием, описываются назначение и состав правил землепользования и застройки, порядок их подготовки, согласования, обсуждения с общественностью, принятия и применения, виды и характеристики территориальных зон в составе правил землепользования и застройки. Предлагается конструкция признания отдельных объектов недвижимости не соответствующими градостроительным регламентам.
Пятая глава проекта кодекса определяет процедурные вопросы подготовки градостроительной документации по планировке территории, как то: основания и порядок подготовки, назначение, виды и состав такой документации. Различия в процедурах при подготовке, согласовании, обсуждении и принятии градостроительной документации по планировке территории предопределены тем, что документация может заказываться различными субъектами градостроительных отношений: органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Ключевым моментом при подготовке проектной документации, которой посвящена шестая глава проекта кодекса, является изменение нормативного регулирования вопросов государственной экспертизы проектной документации. Данная процедура применяется только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (в виде проверки соответствия проектной документации на особо опасные, технически сложные объекты техническим регламентам, а на уникальные объекты - определение допустимости реализации объекта в условиях отсутствия технических регламентов). В отношении проектной документации на иные объекты может проводиться оценка соответствия проектной документации техническим регламентам, которая выполняется аккредитованными организациями в порядке, установленном саморегулируемыми организациями. Кроме того, в главе установлен порядок выдачи разрешения на строительство и предоставления акта приемки построенного в соответствии с утвержденной проектной документацией объекта недвижимости.
Информационное обеспечение градостроительной деятельности проводится, как это установлено главой седьмой, посредством специальных информационных систем на уровнях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечивающих информационную базу для принятия соответствующих управленческих решений и доступ всех заинтересованных лиц к таким системам.
Юридический механизм контроля и ответственности при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрен девятой и десятой главами проекта кодекса. В девятой главе детализированы виды контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный. В десятой главе приоритет в регулировании применения мер ответственности отдан возмещению вреда жизни, здоровью, имуществу, причиненного нарушением законодательства о градостроительной деятельности в процессах территориального планирования, градостроительного регулирования и непосредственно строительства. Определены лица, ответственные за проектирование и строительство, их гражданская ответственность подлежит обязательному страхованию. Кроме того, ответственные за проектирование и строительство лица обязаны быть членами специальных саморегулируемых организаций, чей правовой статус установлен главой восьмой проекта кодекса.
Заключительная - одиннадцатая - глава проекта кодекса описывает особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Введение в действие кодекса и отдельных его норм осуществляется в соответствии с федеральным законом о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данным законом устанавливаются предельные сроки для принятия актов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов (1 год со дня поступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки поселений, городских округов (5 лет со дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральных планов поселений, городских округов (7 лет со дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Финансово-экономическое обоснование проекта Градостроительного кодекса Российской Федерации
Реализация Градостроительного кодекса Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации
В случае принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации потребуется признать утратившим силу Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ.
В случае принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации потребуется внесение изменений, дополнений в следующие федеральные законы:
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ;
Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве";
Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
Федеральный закон от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".
В случае принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации потребуется принятие федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.