Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Основной целью законопроекта является совершенствование правового регулирования деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования в целях повышения доступности ипотечных кредитов для населения.
В законопроекте предполагается предусмотреть положения об изменении и дополнении Закона об организации страхового дела, содержащие нормы, которые находятся в логической взаимосвязи с другими нормами и направлены на создание условий для эффективного использования института ипотечного страхования.
Основные цели создания системы страхования ипотечных кредитных рисков состоят в формировании благоприятных условий для расширения рынка ипотечных кредитов; увеличении доли кредитных средств в стоимости приобретаемого жилья; создании условий для предоставления кредитов семьям, отвечающим основным требованиям предоставления стандартных ипотечных кредитов, но не располагающим достаточными собственными накоплениями для внесения первоначального взноса при приобретении жилья; повышении доступности приобретения жилья с использованием средств ипотечных жилищных кредитов.
Долгосрочной целью страхования ипотечных рисков является создание условий для снижения процентных ставок за счет эффекта масштаба, и диверсификации рисков при значительных объемах застрахованных кредитов.
Опыт стран, имеющих развитые ипотечные рынки, свидетельствует о том, что, чем выше доля кредита в стоимости залога (К/3), тем больший кредитный риск банк берет на себя. Возрастает риск того, что в случае обращения взыскания на предмет ипотеки и реализации его с торгов банку не удастся компенсировать свои потери - расходы, связанные с обращением взыскания и продажей имущества с торгов, просроченные проценты по кредиту, остаток невыплаченного долга и другие издержки кредитора.
В последние десятилетия в мире появляется все больше кредитных продуктов, характеризующихся более высоким уровнем соотношения суммы кредита и стоимости залога (свыше 70%). Увеличение соотношения суммы кредита и стоимости залога означает расширение клиентской базы, рост числа заемщиков и увеличение объемов кредитования благодаря возможности предоставления ипотечных кредитов гражданам, имеющим необходимые для погашения кредита стабильные доходы, но не имеющим необходимых накоплений для внесения требуемого банками первоначального взноса при приобретении жилья (например, молодым семьям).
Банки, увеличивая сумму кредита по отношению к стоимости залога, стараются снизить возникающие при этом риски и застраховать себя от возможных потерь в случае дефолта заемщика. Поэтому кредитные продукты с повышенным уровнем соотношения К/3 обычно сопровождаются требованием страхования ипотечных рисков.
Страхование ипотечных кредитных рисков (или ипотечное страхование) обеспечивает защиту кредитора от убытков, возникающих в связи с неисполнением заемщиком обязательств по кредиту (невыплатой кредита), когда выручки от реализации заложенного в обеспечение кредита имущества недостаточно для удовлетворения требований кредитора.
Внедрение системы страхования ипотечных кредитных рисков позволяет банку-кредитору и страховой компании разделить эти риски, связанные с невозможностью кредитора полностью компенсировать свои убытки и расходы за счет реализации предмета залога.
Банк является предпринимателем, и предоставление банковского кредита - предпринимательская деятельность, следовательно, возможно страхование банком своего предпринимательского риска, в частности и в объеме ответственности заемщика. Но страхователем в этом случае должен выступать только сам банк-кредитор, заемщик им быть не может (статья 933 ГК РФ).
Этот вид страхования имеет существенные недостатки:
- выплата премий банком производится из чистой прибыли, что ложится на заемщика дополнительным финансовым бременем (банк все эти расходы перекладывает на заемщика);
- при уступке прав требования третьим лицам договор страхования предпринимательской деятельности прекращает свое действие (уступка прав - очень важная сделка, например, для Агентства по жилищному ипотечному кредитованию).
Статья 932 ГК РФ допускает страхование ответственности за нарушение договора лишь в случаях, предусмотренных законом.
Целесообразно принятие дополнения к ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" о страховании ипотечных рисков как страховании ответственности заемщика по кредитному договору, согласно которому данная система страхования создается и регулируется отдельно от других видов страхования.
Законопроект предусматривает, что страховое возмещение выплачивается кредитору, если по определенному кредиту будет применена процедура обращения взыскания, а кредитор не сможет возместить сумму непогашенного основного долга и другие ассоциированные затраты. Возмещение выплачивается в пределах страховой суммы, указанной в договоре между заемщиком и страховщиком. Страховое покрытие включает непогашенный остаток основного долга, просроченные проценты, затраты на юридические услуги и неоплаченную часть имущественной страховки с момента наступления дефолта до завершения процедуры обращения взыскания.
В данном законопроекте предлагается, кроме описания данного вида страхования дополнительной ответственности заемщика по кредитному договору, принять следующие нормы:
- Распределение рисков между страховщиком и первоначальным кредитором. Ввести ограничение на процент покрытия рисков 20%. Такое решение оставляет много возможностей для выбора такой схемы распределения рисков, которая отвечала бы потребностям кредитора, способствовала достижению основных целей страхования и в то же время не допускала освобождения кредитора от всех видов риска. В отсутствие риска понести какой бы то ни было ущерб у кредитора пропадают стимулы проводить андеррайтинг и обслуживание застрахованных кредитов так, как если бы они были не застрахованы.
- Защита потребителей. Заемщик - владелец жилья не должен нести финансовых обязательств перед ипотечным страховщиком по погашению оставшейся невыплаченной суммы кредита после того, как страховщик исполнил платежное требование застрахованного кредитора.
- Отдельный учет. Устав должен предусматривать отдельный учет резервов для данного вида страхования.
Внесение предлагаемых изменений и дополнений в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" станет важным фактором развития рынка ипотечного страхования, что соответствует интересам заемщиков-залогодателей, поскольку для значительной части граждан ипотечный кредит станет более доступным.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.