Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Целью разработки настоящего проекта федерального закона является создание налоговых условий для формирования в России рынка доступного жилья, ипотечного жилищного кредитования и повышения покупательной способности населения на рынке жилья.
Для достижения поставленных целей необходимо частично изменить подход к действующему в настоящее время порядку предоставления имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц при приобретении жилья, в том числе с помощью кредитов (займов), а также при его последующей реализации.
В настоящее время статья 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает налоговые вычеты при продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков. При этом, если имущество находилось в собственности налогоплательщика менее пяти лет, имущественный вычет не может превышать 1000000 рублей.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму фактически произведенных им расходов на сумму расходов, связанных с получением этих доходов.
Также налоговый вычет предоставляется при произведенных налогоплательщиком расходах на новое строительство либо на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры в размере фактически произведенных расходов, но не более чем на 1 000 000 рублей. Налоговый вычет также предоставляется в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
Льготы, связанные с приобретением и строительством жилья предоставляются налогоплательщику один раз.
Льготы для физических лиц по доходам от приобретенных ими ипотечных ценных бумаг в Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрены.
Настоящий законопроект устанавливает следующие положения:
- изменение механизма предоставления имущественного налогового вычета, позволяющего получать вычет при приобретении и продаже налогоплательщиками жилого дома или квартиры, в том числе при погашении процентов по целевым кредитам (займам) на строительство или приобретение жилья, не только в налоговых органах по окончании налогового периода, но и до окончания налогового периода у налогового агента (работодателя по основному месту работы) при условии подтверждения налоговыми органами права на имущественный вычет;
- предоставление имущественного налогового вычета при продаже приватизированного жилья независимо от сроков приватизации в сумме, полученной от продажи;
- распространение имущественного налогового вычета на погашение процентов на все виды целевых кредитов (займов) на приобретение и строительство жилья на территории Российской Федерации, предоставленных как банками Российской Федерации, так и другими российскими кредитными и некредитными организациями;
- установление ставки в размере 13% по налогообложению доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми кредитами (займами), израсходованными на приобретение или строительство жилья, на основании документов, подтверждающих целевое использование кредитов (займов);
- снижение на переходный период формирования рынка ипотечных ценных бумаг (до 1 января 2007 года) налоговой ставки до 6% для доходов физических лиц, полученных по ипотечным ценным бумагам.
Настоящий законопроект позволит увеличить налоговые льготы физическим лицам - покупателям, продавцам жилья, индивидуальным застройщикам и участникам строительства многоквартирных домов, получателям целевых кредитов (займов) на строительство или приобретение жилья, а также инвесторам в ипотечные ценные бумаги. Эти изменения в налоговом законодательстве должны привести к развитию рынка жилья, ипотечного жилищного кредитования, переходу к использованию сторонами сделок рыночной стоимости жилья.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Предлагаемое настоящим законопроектом изменение о предоставлении имущественного налогового вычета при продаже приватизированного жилья независимо от сроков приватизации в полном объеме полученных от продажи средств, с одной стороны, может повлечь за собой несущественное сокращение налоговой базы данного налога, но с другой стороны, позволит ликвидировать причину занижения стоимости жилья, которая указывается налогоплательщиком в сделках с недвижимостью.
Частичное изменение механизма предоставления имущественного налогового вычета посредством подачи налогоплательщиками заявления непосредственно источнику выплаты доходов - налоговым агентам не приведет к выпадению доходов из бюджета, а также позволит несколько уменьшить издержки налоговых органов, связанные с налоговым администрированием предоставления имущественного вычета, который в настоящее время осуществляется только с участием налоговых органов.
Установление ставки в размере 13% по налогообложению доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми кредитами (займами) может привести к весьма незначительному снижению налоговых доходов, т.к. в настоящее время на практике целевые жилищные кредиты и займы редко предоставляются по ставке не ниже 12% годовых, что не превышает 3/4 действующей ставки рефинансирования. При этом в случае расширения такой практики (в основном за счет субсидирования процентов за счет бюджетов или за счет предоставления жилищных займов предприятиями своим сотрудникам) снижение налоговой ставки будет компенсироваться расширением налоговой базы.
Изменение налоговой ставки в отношении доходов по ипотечным ценным бумагам также не повлечет за собой выпадения доходов, т.к. в настоящее время налоговая база по данному виду доходов отсутствует.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.