Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 43 и 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Одной из основных целей по структурному реформированию железнодорожного транспорта является снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом. Для достижения поставленной цели на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить реализацию такого принципа как совершенствование тарифной политики.
Предоставление вагонов является услугой, которую перевозчик оказывает грузополучателю (грузоотправителю) за установленную плату.
Плата за пользование вагонами в настоящее время установлена не в твердом размере, а дифференцирована в зависимости от рода вагонов, времени пользования и величины суточного вагонооборота подъездного пути грузоотправителя (грузополучателя).
Размер платы прямо пропорционален времени нахождения вагонов на подъездном пути грузополучателя, грузоотправителя - плата возрастает с увеличением времени пользования вагонами. Соответственно в механизм начисления платы уже изначально заложена материальная заинтересованность грузоотправителя (грузополучателя) в возврате вагонов в наиболее короткий срок. Однако, применение норм статьи 62 УЖТ РФ на практике приводит к тому, что перевозки взамен провозной платы начисляют штрафы, которые многократно превышают размер провозной платы. В данном случае, применение штрафов представляется излишним, а денежная сумма, полученная перевозчиком, несоразмерна стоимости услуги.
В соответствии со статьей 43 УЖТ РФ перевозчик в отношении грузоотправителей (грузополучателей), по вине которых возникли технологические затруднения на железнодорожных станциях из-за несвоевременного приема ими вагонов, несвоевременной выгрузки грузов на путях необщего пользования, имеет право увеличить плату за пользование вагонами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем 24 часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, до двукратного размера указанной платы.
Согласно статье 58 УЖТ РФ договоров на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования должны быть установлены технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с доставкой вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Таким образом, в законе используется два различных термина - "технологическое время, связанное с доставкой вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест" и "технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования", которые по тексту закона подменяют друг друга, что приводит к следующему.
Если речь идет о технологическом сроке оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, то статья 43 УЖТ РФ не согласуется со статьей 99 УЖТ РФ, согласно которой по истечении 24 часов с момента окончания технологического срока оборота вагонов плата за пользование вообще не взыскивается: грузополучатель, грузоотправитель уплачивают перевозчику 10-кратный размер штрафа, установленный ст.10 - УЖТ РФ без внесения при этом платы за пользование вагонами.
Если в статье 43 УЖТ РФ имеется ввиду технологическое время, связанное с доставкой вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест, то следует иметь ввиду, что в соответствии со статьей 58 УЖТ РФ это время вообще не включается в оплачиваемое.
Применение различных терминов в тексте закона приводит к различному толкованию названных положений федерального закона перевозчиком, грузоотправителем (грузополучателем) и владельцем железнодорожных путей.
Проект федерального закона направлен на решение названных проблем.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 43 и 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 43 и 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившим силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 43 и 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 43 и 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.