Заключение
Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству на проект федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"
Досье на проект федерального закона
Названным проектом федерального закона предполагается урегулировать отношения в сфере государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, в том числе, порядок осуществления государственной регистрации прав на воздушные суда и основания для отказа в такой регистрации.
В настоящее время, на территории Российской Федерации, по существу отсутствует государственная регистрация прав собственности на воздушные суда. Между тем, Гражданским кодексом РФ (статьи 130 и 131) воздушные суда прямо отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат государственной регистрации. Необходимость осуществления государственной регистрации прав собственности и других вещных прав на воздушные суда также предусмотрено статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Одновременно международными нормативными правовыми актами, тоже предусматривается необходимость наличия регистрации права собственности на воздушное судно, с чем связано наступление соответствующих юридических последствий. К примеру, пунктом 3 статьи 2 Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, участником которой является, в том числе, Российская Федерация, предусмотрено, что "зарегистрированный собственник воздушного судна считается эксплуатантом и как таковой несет ответственность, если только в процессе установления его ответственности он не докажет, что эксплуатантом является другое лицо...". Соответственно отсутствие законодательного регулирования в сфере регистрации прав на воздушные суда приводит к значительным сложностям в осуществлении предпринимательской деятельности лицами, владеющими воздушными судами в особенности во взаимоотношениях с их контрагентами.
Именно с учетом изложенного, концепция законопроекта, направленная на урегулирование указанных отношений не вызывает сомнений.
В тоже время, к законопроекту имеются замечания, которые по мнению Комитета необходимо учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Абзацем первым пункта 1 статьи 1 законопроекта устанавливается понятие государственной регистрации прав на воздушные суда через общее отсылочное положение к статье 33 Воздушного кодекса РФ, согласно которой государственной регистрации и учету (в смысле их инвентарного (технического) учета) подлежат гражданские воздушшные суда, государственные воздушные суда, экспериментальные воздушные суда, т.е. любые воздушные суда. При этом вторым абзацем пункта 1 статьи 1 законопроекта исключается необходимость осуществления государственной регистрации прав на государственные воздушные суда, которые используются в некоммерческих целях. К государственной авиации, как это определено в статье 22 Воздушного кодекса РФ, относится авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, таможенной и другой государственной службы. Установление же порядка использования государственной авиации в коммерческих целях названной статьей Воздушного кодекса РФ отнесено к компетенции Правительства РФ. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1999 года N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные, по существу, без каких-либо существенных ограничений разрешено использование данной авиации для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и нерегулярных перевозок грузов. Экспериментальные воздушные суда также разрешено использовать для коммерческих перевозок грузов.
С учетом изложенного неясно - каким органом, в каком порядке и в каких случаях будет устанавливаться необходимость осуществления государственной регистрации прав на государственные и экспериментальные воздушные суда, используемые в коммерческих целях. Особо следует обратить внимание, что законопроект не предусматривает установление исключений в регистрации прав для экспериментальной авиации даже для случаев ее использования только # некоммерческих целях. При этом необходимо иметь ввиду, что к экспериментальной относится авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ (статья 23 Воздушного кодекса РФ).
Дополнительно необходимо обратить внимание, что прилагаемый к законопроекту перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием рассматриваемого законопроекта, за исключением указания на необходимость внесения изменений в пункт 10 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, не предусматривает необходимости внесения изменений в иные акты федерального законодательства. По мнению же Комитета, принятие законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Закон РФ "О государственной пошлине".
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, к которым согласно статье 130 названного Кодекса отнесены и воздушные суда, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Пунктом 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено установление порядка государственной регистрации прав и оснований для ее отказа законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" принятие специальных законов о регистрации прав для отдельных недвижимых вещей не предусмотрено. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации. Поэтому содержащееся в пункте 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указание на необходимость принятия специального закона, регулирующего отношения в сфере государственной регистрации прав на воздушные суда, не корреспондируется с вышеназванными положениями Гражданского кодекса РФ.
Также следует иметь ввиду, что Закон РФ "О государственной пошлине" не предусматривает взимание соответствующей платы за государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними. Между тем статья 7 законопроекта предусматривает взимание указанной государственной пошлины.
Дополнительного обсуждения требует вопрос, связанный с согласованием положений статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статьи 20 законопроекта, которые соответственно регулируют вопросы государственной регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс и государственной регистрации прав на воздушные суда, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса. В соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества. Согласно статье 22 названного Федерального закона любые объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, их ограничения (обременения), сделки с данными объектами недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав недвижимого имущества и сделок с ним по месту нахождения данных объектов. Т.е. с одной стороны данным Федеральным законом устанавливается необходимость регистрации прав на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, с другой стороны этот Федеральный закон не регулирует отношения, возникающие при государственной регистрации прав на воздушные суда. В тоже время статьей 20 законопроекта предусматривается установить, что регистрация (в учреждении юстиции по регистрации прав) прав на такое предприятие, включающее в свой состав воздушные суда, является основанием для внесения записи о праве на воздушное судно в Единый государственный реестр прав на воздушные суда. Совершенно очевидно, что принятие в предлагаемой редакции указанной статьи законопроекта, не решает вопрос, связанный с порядком осуществления регистрации прав на предприятие, как имущественный комплекс, включающее в свой состав воздушные суда и приведет к невозможности регистрации прав на такие суда в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.
К законопроекту имеются и иные незначительные замечания. которые могут быть устранены при подготовке законопроекта к второму чтению.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять внесенный Правительством РФ проект федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок ними", с учетом необходимости его последующей доработки.
Председатель Комитета |
П.В.Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.