Замечания и предложения Комитета Совета Федерации по промышленной политике Федерального Собрания РФ от 29 октября 2003 г. N 3.12-30/630
на проект федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Представленный законопроект направлен на урегулирование отношений в области регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Концептуально законопроект разработан в соответствии с положениями статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом нормы пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, в соответствии с которыми государственная регистрация прав собственности на воздушные суда подлежит регулированию отдельным законом.
Предметом регулирования являются отношения в сфере государственной регистрации прав на воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, за исключением прав на воздушные суда государственной авиации, используемые в некоммерческих целях и на воздушные суда, право собственности и сделки с которыми зарегистрированы в иностранном государстве.
Однако в настоящее время существуют коллизии отдельных законов, касающихся вопросов регистрации недвижимости (Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)").
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, отнесены к недвижимому имуществу, а вещные права на них, ограничения (обременения) прав и сделки с этими воздушными судами подлежат государственной регистрации.
Действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не распространяется на воздушные суда (пункт 1 статьи 33), а соответствующие государственные органы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не осуществляют государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними.
Эти особенности не способствуют формированию эффективного механизма управления рынком гражданского оборота воздушных судов со стороны государства, в том числе по причине отсутствия общей базы (реестра) данных о правах на воздушные суда, их переходе от одного правообладателя к другому, об ограничениях (обременениях) этих прав и сделках с воздушными судами.
Как следствие, у государства отсутствует эффективный механизм предоставления гарантий прав и сделок с воздушными судами, что влечет за собой при осуществлении этих сделок увеличение рисков, в том числе и в вопросах безопасности.
Создавшуюся ситуацию можно разрешить, включив нормы, касающиеся особенностей регистрации объектов воздушного транспорта (если таковые имеются) в Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и в Гражданский кодекс, нет жесткой необходимости в принятии данного законопроекта. Последний содержит ряд существенных недостатков, устранение которых в свою очередь, может поставить под сомнение саму необходимость разработки и принятия данного закона.
Законопроект не отвечает на вопрос, зачем для ведения учета всего около 7000 воздушных судов, обращающихся на рынке российской авиасобственности, иметь отдельный специализированный государственный орган. Проблемы единой регистрации решены и на морском транспорте, и на автомобильном транспорте - без создания соответствующих специализированных учетных организаций. Отдельная и специализированная регистрация самолетов (в отличие от судов или автобусов) не соответствует принципу единой транспортной системы. Дело тут не в высокой стоимости самолетов (морские суда стоят не меньше), а в принципе: любая собственность должна быть защищена. В прилагаемом к законопроекту расчете учтены только расходы регистратора, но не расходы компаний на предоставление документов и выполнение сложных процедур регистрации, указанных в законопроекте.
Поэтому нужно пересмотреть вообще необходимость такого законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по промышленной политике не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними".
Председатель Комитета |
В.Г.Завадников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.