Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 марта 2004 г. N вн 2.2-1/740
по проекту федерального закона N 360850-3 "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", внесенному Правительством Российской Федерации
(1 чтение)
Досье на проект федерального закона
1. Из положений проекта, отражающих его концепцию, дополнительного обсуждения, по нашему мнению, требуют положения о признании ранее возникших прав на воздушные суда (статья 5 проекта) и об органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на воздушные суда (глава II проекта). С учетом того, что воздушные суда - особый вид недвижимого имущества, являющийся кроме прочего источником повышенной опасности, и регистрация прав на него долгое время законодательно не регулировалась, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об обязательной регистрации уже существующих прав на воздушные суда. Аналогичная точка зрения была высказана и членами Научно-экспертного совета по гражданскому законодательству и смежным с ним отраслям при Председателе Государственной Думы (заключение N 2.2-12/625 от 14.10.03).
В отношении регистрирующего органа требует уточнения его статус, поскольку в статье 8 проекта лишь упоминается о том, что это - организация, которая действует на основании положения либо устава. В данном случае уместно учесть нормы статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который во многом воспринят проектом. Согласно указанной статье регистрирующий орган создается в форме учреждения, статус его конкретизируется в положении, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
2. Как уже отмечалось, проект воспроизводит многие положения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но в некоторые из них вносит существенные изменения. Так, в соответствии с частью 8 статьи 10 проекта при расхождении записей в реестре и правоустанавливающего документа достоверными считаются записи в реестре, в то время как названный Федеральный закон устанавливает приоритет правоустанавливающего документа. В данном случае представляется более правильной проектируемая норма, поскольку именно государственный реестр должен отвечать требованию о публичной достоверности. Указанное положение, на наш взгляд, должно быть распространено законодателем на все случаи несоответствия различных источников информации и, в первую очередь, связанных с имущественными правами.
В части содержания реестра проект предусматривает внесение записи о сделках, "совершенных под условием" (часть 4 статьи 10 проекта), в то время как вышеназванный Федеральный закон говорит о сделках "с отложенным исполнением" (пункт 6 статьи 12), т.е. таких сделках, как, например, купля-продажа в кредит с рассрочкой платежа, аренда с выкупом. Данные сделки не могут рассматриваться как условные (статья 157 ГК РФ) и, следовательно, в отношении воздушных судов не будут регистрироваться в качестве обременения, что вряд ли целесообразно. Кроме того, полагаем необходимым включить в проект положение о регистрации любых сделок отчуждения воздушных судов (вероятно, в положение о подразделе II раздела реестра). Такое дополнение было внесено в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Федеральным законом от 09.06.03 N 69-ФЗ.
В целом текст законопроекта нуждается в редакционной, лингвостилистической, а также в юридико-технической доработке с учетом требований Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года, пункт 36). Соответствующие предложения будут представлены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Начальник управления |
Г.П.Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.