Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Необходимость принятия данного федерального закона вызвана целым рядом причин правового и экономического характера.
В Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации "далее - Закон" статус страхового агента и страхового брокера определяется следующим образом.
Страховые агенты представляют страховщика в отношении со страхователем, а страховые брокеры могут выступать только как представители страхователя. Данное положение Закона противоречит практике работы на страховом рынке и обычаям делового оборота, выработанным в течение последнего десятилетия.
При этом необходимо учитывать, что агентские сети российских страховых компаний развиты весьма слабо, квалификация страховых агентов невысока, профессия страхового агента непрестижна, затраты на развитие агентских сетей велики, что обуславливает невозможность полноценной замены страховых брокеров, как представителей страховщика, на институт страховых агентов.
Таким образом, развитие института страховых брокеров, осуществляющих расширенный спектр страховых услуг по сравнению со страховыми агентами, представляется перспективным прежде всего для страхового рынка, так как страховые брокеры могут стать основным и экономически эффективным каналом продаж как стандартных, так и сложных страховых продуктов. Поэтому создание законодательства, максимально благоприятствующего развитию деятельности страховых брокеров, соответствует интересам российского страхового рынка.
Предложенный законопроект расширяет функции страховых брокеров, наделяя их правом представлять страховщика (перестраховщика) в отношениях со страхователем (перестрахователем) от своего имени на основании поручений страховщика (перестраховщика).
В Законе также окончательно не разрешен вопрос о статусе иностранных страховых брокеров. Хотя Закон и не содержит прямого запрета на осуществление деятельности иностранными страховыми брокерами, однако, его буквальное толкование позволяет сделать вывод о том, что деятельность иностранных страховых брокеров им не предусмотрена.
В связи с тем, что в настоящее время практически нет страховых брокеров - граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, эффективно работающих за пределами территории Российской Федерации, данное обстоятельство существенно ограничивает деятельность российских страховых компаний на международном рынке, что, в свою очередь, может негативно отразиться на финансовой устойчивости страховых компаний, искусственно затормозить развитие национального страхового рынка.
Предложенный вариант законопроекта позволяет иностранным страховым брокерам осуществлять функции страхового брокера по поручению российских страховщиков (перестраховщиков).
В пункте 1 статьи 32.1 Закон предъявляет определенные требования к руководителям субъекта страхового дела (к индивидуальным предпринимателям страхового дела). В частности, руководители должны иметь высшее экономическое или финансовое образование.
Такое требование Закона представляется дискриминирующим в отношении лиц, имеющих высшее не экономическое или не финансовое образование, тем более, что характер страховой деятельности, управление страховым делом предполагает широкий спектр интересов, и соответственно, специальностей. Наряду с экономическими и финансовыми знаниями, необходимы и правовые, управленческие и др. специальности.
Поэтому, предложенным проектом закона вносятся изменения в вышеуказанную статью, согласно которой для руководителя субъекта страхового дела - юридического лица или являющегося субъектом страхового дела индивидуального предпринимателя достаточно иметь высшее образование, признаваемое в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере экономики или юриспруденции не менее двух лет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановление, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не повлечет за собой признание утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.