Письмо Правительства РФ от 19 февраля 2004 г. N 955п-П12
"Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вносимому Законодательным Собранием Приморского края"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Данным законопроектом предлагается установить норму, в соответствии с которой при определении размера трудовой пенсии застрахованного лица, работавшего в государственной (муниципальной) организации до 31 декабря 1990 г., и невозможностью при этом полностью или частично установить его среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 31 декабря 1990 г. по независящим от него причинам, среднемесячный заработок застрахованного лица считается равным среднемесячному заработку лица, замещавшего в соответствующий период времени до 31 декабря 1990 г. аналогичную должность (выполнявшего аналогичную работу) в той же государственной (муниципальной) организации. При этом предполагается, что в случае полной утраты государственной (муниципальной) организацией, работником которой являлось застрахованное лицо, соответствующих документов среднемесячный заработок по аналогичной должности (аналогичной работе) определяется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, с учетом которого впоследствии исчисляется пенсия.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать наиболее выгодный для него вариант определения расчетного пенсионного капитала.
В соответствии с указанным порядком среднемесячный заработок при назначении или перерасчете размера пенсии устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования), или на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица).
Таким документом за период до регистрации в качестве застрахованного лица является справка о заработке. Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных учетных документов об оплате труда организацией, в которой работал обратившейся за пенсией. В случае ликвидации или прекращения деятельности организации по другим причинам, справки выдаются ее правопреемником, вышестоящей организацией или архивными органами, располагающими данными документами.
Новым пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены. Подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным.
Если использовать какие-либо усредненные показатели (средние данные о заработке работников соответствующих профессии и квалификаций за все периоды их трудовой деятельности), то пенсия утратит свой индивидуальный характер и фактически превратится в государственное пособие (одинаковое по размеру для целой группы населения), что не соответствует основополагающим принципам пенсионного законодательства Российской Федерации.
Установление каких-либо особых правил исчисления пенсий без использования индивидуальных сведений о заработной плате для одной категории населения неизбежно повлечет за собой аналогичные обращения со стороны других групп пенсионеров, например, работавших в частных организациях и лишившихся по объективным причинам возможности подтвердить свой реальный заработок.
Исходя из изложенного, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Заместитель Председателя |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 февраля 2004 г. N 955П-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимому Законодательным Собранием Приморского края"
Текст письма официально опубликован не был