Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"
1. Проект федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" направлен на создание необходимых правовых условий для наиболее эффективной реализации Счетной палатой Российской Федерации ее конституционных полномочий и выполнение международных требований, предъявляемых к органам высшего государственного финансового контроля.
Совершенствование порядка формирования Счетной палаты Российской Федерации имеет целью повышение профессионализма и независимости этого государственного органа, обеспечение "внепартийного" характера его деятельности, а также исключение влияния коррупциогенных факторов на процедуру назначения руководства и аудиторов Счетной платы Российской Федерации.
2. Исходя из поставленных целей, проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" направлен на решение следующих задач;
- обеспечение наиболее благоприятных правовых условий для эффективной реализации Счетной палатой Российской Федерации ее конституционных полномочий по осуществлению независимого контроля за расходованием средств государственного бюджета;
- обеспечение условий для реализации конституционного права налогоплательщиков - граждан Российской Федерации на получение достоверной, полной и актуальной информации о деятельности органов государственной власти в сфере управления общественными финансами;
- совершенствование правовых и институциональных механизмов реализации в Российской Федерации международно-признанных принципов организации деятельности высших органов государственного финансового контроля;
- исключение возможности злоупотреблений и коррупции в процессе формирования высшего органа государственного финансового контроля - Счетной палаты Российской Федерации.
3. Содержание предлагаемых изменений сводится к повышению роли и ответственности Президента Российской Федерации и Председателя Счетной палаты Российской Федерации в процессе формирования Счетной палаты Российской Федерации.
3.1 Согласно законопроекту, Председатель Счетной палаты и Заместитель Председателя Счетной палаты назначаются на должность соответственно Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Такое дополнение процедуры назначения не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку, как это и установлено Основным законом, Государственная Дума и Совет Федерации сохраняют свои полномочия по назначению соответственно Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
Участие Президента Российской Федерации в представлении кандидатур на эти должности вытекает из конституционной природы этого института как главы государства, не входящего в систему исполнительной, законодательной или судебной власти и обладающего в силу этого важнейшими кадровыми прерогативами в государстве, прежде всего, это касается назначения государственных служащих на государственные должности категории "А". Как известно, должности Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", входят в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации (государственных должностей категории "А").
Определенное "расширение" полномочий Президента Российской Федерации также не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку устанавливается федеральным законом. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. N 10-П, перечень полномочий Президента Российской Федерации, утвержденный Конституцией Российской Федерации, не является "закрытым" - для случаев, когда порядок действий Президента Российской Федерации по реализации его полномочий не детализирован, а также в отношении полномочий, не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 - 89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки "определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.
3.2 В законопроекте указывается, что вновь избранный Председатель Счетной палаты представляет для назначения палатами Федерального Собрания кандидатуры аудиторов (сходная процедура изложена в пункте 2 статьи 188 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где определяется порядок назначения на должность первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации).
3.3 Концепция законопроекта также предполагает, что палаты Федерального Собрания могут вносить Президенту Российской Федерации предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов (это должно быть отражено также и в Регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации). В данном случае используется аналогия с порядком назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленным в статье 9 Федерального конституционного закона от 24 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
4. Целесообразность и возможность вносимых предложений подтверждаются в том числе и международным опытом формирования высших органов государственного финансового контроля.
В ряде стран мира роль главы государства в формировании высших контрольно-счетных органов еще более высока, чем в предлагаемом законопроекте.
Например, в Соединенных Штатах Америки Генеральный контролер - глава Главного контрольного управления США назначается Президентом США сроком на 15 лет. Процедура назначения предусматривает 3 этапа.
На первом этапе комиссия, состоящая из представителей обоих палат Конгресса и представителя Президента США, подбирает несколько кандидатур (обычно 5 - 6 человек). Второй этап заключается в отборе Президентом США наиболее подходящей и достойной кандидатуры из числа представленных кандидатов. На третьем этапе подобранный Президентом кандидат одобряется Сенатом большинством голосов.
В Ирландии Генеральный аудитор также назначается Президентом республики по представлению нижней палаты парламента.
Согласно законодательству ФРГ Президент и вице-президент Федеральной Счетной палаты избираются Бундестагом и Бундесратом по предложению Федерального правительства сроком на 12 лет. А затем Федеральный президент назначает избранных кандидатов на должность. Кроме того, Президент ФРГ по предложению Президента Федеральной Счетной палаты назначает на должность других членов Палаты.
Члены Аудиторской комиссии Японии назначаются Кабинетом Министров с согласия обеих палат парламента Японии. Император Японии удостоверяет назначение члена Аудиторской комиссии в должности и принимает решение об освобождении его от занимаемой должности.
Президент палаты аудита назначается Кабинетом Министров по результатам взаимных выборов среди членов Аудиторской комиссии.
В Республике Чехия Президент и вице-президент Верховного контрольного управления назначаются Президентом Республики по предложению Палаты депутатов. При этом Президент и вице-президент Верховного контрольного управления приносят присягу лично Президенту Республики, а члены Управления избираются Палатой депутатов из числа предложенных Президентом Управления.
В Боснии и Герцеговине Генеральный аудитор и его заместитель назначаются Президентом страны на основании консультаций с обеими платами Парламентской Ассамблеи Боснии и Герцеговины.
В Республике Кипр Генеральный аудитор и его заместитель назначаются Президентом и не могут быть отправлены в отставку или уволены до достижения 60-летнего возраста, кроме как по решению суда.
В заключительных положениях проекта Федерального закона указывается, что правовые акты Президента Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"
В связи с принятием данного закона не потребуется внесения изменений в действующее законодательство.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"
Принятие указанного закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Депутаты Государственной Думы |
В.В.Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.