Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 21 января 2004 г. N 2.2-1/86 по проекту федерального закона N 390551-3 "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", внесенному депутатами Государственной Думы С.В.Генераловым, Н.Ю.Брусникиным (первое чтение)
Правовое управление Аппарата Государственной Думы рассмотрело представленный проект федерального закона и сообщает следующее.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (статья 1 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
Законопроектом предлагается конкретизировать данные положения законодательства, предусмотрев при этом возможность обжалования в суд решения совета директоров акционерного общества, принятого с нарушением требований Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), иных правовых актов Российской Федерации, устава общества.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что Законом об акционерных обществах не предусмотрена возможность обжалования в суд решения совета директоров общества и не определены лица, обладающие правом на обжалование такого решения. Однако с этим нельзя согласиться, так как Закон об акционерных обществах предусматривает возможность обжалования решения совета директоров (наблюдательного совета) об отказе во включении вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидата в список кандидатур для голосвания по выборам в соответствующий орган общества (абзац второй пункта 6 статьи 53). В круг лиц, которые, обладают правом на обжалование этого решения входят акционеры (акционер) общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества (см.пункт 1, 5 статьи 53).
Абзацем вторым пункта 7 статьи 55 Закона об акционерных обществах предусмотрена возможность обжалования в суд решения совета директоров (наблюдательного совета) об отказе в созыве внеочередного общего собрания акционеров. Правом обжаловать это решение наделяются ревизионная комиссия (ревизор) общества, аудитор общества или акционеры (акционер) общества, являющиеся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества (см.пункт 1, 6 статьи 55).
В этой связи, полагаем необходимым при доработке законопроекта соотнести редакцию предлагаемого нового пункта 5 статьи 68 с указанными нормами Закона об акционерных обществах, имея в виду, что предлагаемое проектом дополнение частично поглощает действующие нормы Закона об акционерных обществах.
Одновременно обращаем внимание, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 18 ноября 2003 г. N 19 указал на возможность обжалования в суд решения совета директоров (наблюдательного совета) либо исполнительного органа акционерного общества. Так, согласно пункту 27 постановления решение совета директоров (наблюдательного совета) либо исполнительного органа акционерного общества (единоличного или коллегиального) может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случае, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе об акционерных обществах, так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона об акционерных обществах и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество.
С учетом данного постановления представляется возможным в рамках представленного законопреокта обсудить также вопрос о возможности обжалования решения исполнительного органа акционерного общества.
Кроме того, законопроект нуждается в терминологическом уточнении. Так, согласно положениям статьи 103 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 64 Закона об акционерных обществах в структуру управления акционерным обществом входит совет директоров (наблюдательный совет). В связи с этим слова "совет директоров" следует заменить словами "совет директоров (наблюдательный совет)".
В целом проект требует юридико-технической обработки.
Так, наименование законопроекта необходимо изложить следующим образом: "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Статью 1 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Статья 1
Внести в статью 68 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.1; 2001, N 33, ст.3423) изменение, дополнив ее пунктом 5 следующего содержания:
"5. Акционер или
.........................................................................
.......................................
....................................................................
.........................................................................
... решении.".
Статью 2 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Статья 2
Настоящий
.........................................................................
................................... опубликования.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Считаем нецелесообразным в данном законопроекте устанавливать срок вступления в силу со дня официального опубликования федерального закона.
Заместитель начальника управления |
Н.Д.Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.