Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах"
Досье на проект федерального закона
Изменения, вносимые в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исключают возможность применения имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами, поскольку расходы, произведенные физическим лицом при совершении сделок с ценными бумагами, всегда можно подтвердить документально.
Анализ вопросов, поставленных налогоплательщиками в процессе применения главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, потребовал внесения достаточно больших изменений.
В законопроекте в составе расходов, уменьшающих налоговую базу (ст.252) учтены расходы, произведенные за пределами территории Российской Федерации и подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств. В настоящее время учесть такие расходы практически невозможно, поскольку признаются только расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается принимать к вычету расходы по оплате проезда и стоимости провоза багажа в случае переезда северян к постоянному месту жительства, как это было до 2002 года.
В настоящее время в составе прочих расходов, связанных с производством, разрешено учитывать расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания (п.47 ст.264). Во избежание различных толкований вносится поправка уточняющая, что такие расходы учитываются в составе прочих расходов только в случае, если они не учтены в составе расходов, связанных с использованием обслуживающих производств (ст.275.1).
В соответствии с действующей редакцией Кодекса к расходам на рекламу относятся расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию только о работах и услугах, выполняемых организацией, или о самой организации. После внесения изменений к рекламным расходам будут относиться также расходы на изготовление каталогов, содержащих сведения о реализуемых товарах, товарных знаках и знаках обслуживания.
Перечень внереализационных расходов дополняется подпунктом, позволяющим учитывать в их составе расходы в виде премии, выплаченной продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок, расширения территории сбыта приобретенных товаров, увеличения количества покупателей (п.1 ст.265). Данная мера направлена на стимулирование клиентов компаний в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества выпускаемой организацией продукции.
Глава 25 позволяет налогоплательщикам принимать к вычету из налоговой базы проценты по долговым обязательствам в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза по обязательствам в рублях. Однако, неясно на какую дату следует брать эту ставку: на дату заключения договора, дату выплаты процентов или на дату погашения долга. В законопроекте уточняется, что по ставке, действовавшей на дату признания расхода (ст.269).
Кроме того, предельный размер расходов в виде процентов по долговым обязательствам, выданным в иностранной валюте, устанавливается в размере 13 процентов вместо 15 процентов. Это связано со снижением ставки процентов по таким кредитам на внутреннем и на внешнем рынках.
Статья 254 предусматривает включение в состав материальных расходов технологических потерь при производстве и (или) транспортировке. Однако, понятие "технологические потери" в Кодексе не расшифровывалось, что, соответственно, вызывало разные толкования. В законопроекте дается понятие технологических потерь, которые налогоплательщик будет определять самостоятельно с учетом особенностей отраслей.
В составе расходов, не учитываемых в целях налогообложения, наряду с расходами по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества предусматриваются расходы, осуществленные в случаях достройки, реконструкции, модернизации, техперевооружения. Не был решен вопрос о возможности начисления амортизации в случае, когда арендатор производил неотделимые улучшения в арендованные основные средства. В соответствии с вносимыми изменениями признаются амортизируемым имуществом капитальные вложения в арендованные объекты основных средств в виде неотделимых улучшений и устанавливается порядок амортизации произведенных расходов.
Проектом вносятся изменения, направленные на сближение налогового и бухгалтерского учета, в частности:
приведена в соответствие с правилами ведения бухгалтерского учета оценка материально-производственных запасов;
предлагается "открыть" перечень прямых расходов. Это позволит организациям самим делить затраты на прямые и косвенные;
исключаются рекомендации по распределению сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства и на изготовленную продукцию (работы, услуги). Налогоплательщик получает право самостоятельно определять перечень прямых расходов, закрепив это в учетной политике для целей налогообложения. При необходимости налогоплательщик может оценивать остатки незавершенного производства, товаров на складе и товаров отгруженных, но не реализованных на конец месяца, по правилам бухгалтерского учета;
систематизируется порядок определения расходов по торговым операциям. При этом сам порядок не изменяется;
метод оценки сырья по стоимости последних приобретений (ЛИФО) будет применяться только в том случае, если он используется по правилам ведения бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете предполагают от этого метода отказаться в рамках его реформирования и приближения к МСФО.
Вносятся изменения в статью 261 "Расходы на освоение природных ресурсов", которые касаются, прежде всего, небольших компаний. К расходам на освоение природных ресурсов приравниваются расходы организаций - пользователей недр на ликвидацию и (или) консервацию горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. Расходы на проведение работ по ликвидации и (или) консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, организации - пользователи недр могут учитывать равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором завершены эти работы, либо создавать на эти цели резерв.
Предусматривается разделение финансового результата, полученного в результате доверительного управления ценными бумагами и прочим имуществом (ст.276). В действующей редакции Кодекса доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его внереализационных доходов без разделения на доходы от операций с ценными бумагами и другие доходы. В этой ситуации, если по операциям с ценными бумагами получен убыток, а по управлению другим имуществом - прибыль, то, суммируя результат, может быть в целом определена прибыль. Между тем по ценным бумагам предусмотрен особый порядок признания убытков и перенос их на последующие 10 лет.
Кроме того, по ценным бумагам организованного и не организованного рынков ценных бумаг статья 280 предписывает применять для целей налогообложения рыночные цены. При передаче ценных бумаг в доверительное управление должен применяться такой же порядок. Поэтому в статью 276 вводится отсылка на статью 280.
Поскольку договор доверительного управления, по сути, близок к договору простого товарищества, то предполагается не учитывать для целей налогообложения убытки, полученные в течение срока действия такого договора.
Законопроектом предусмотрен целый ряд изменений, направленных на уточнение порядка определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, в частности:
из-за нечеткой нормы постоянно возникают вопросы о необходимости переоценки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, в том числе по ОВГВЗ. С целью прояснения данного положения делаются соответствующие правки (п.2 ст.280);
дается понятие национального законодательства, которое применяется при определении критериев признания ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке (п.3 ст.280);
уточняется, что понимается под датой совершения сделки в случае реализации ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке, через организатора торговли и вне организованного рынка (п.5 ст.280);
для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, вводится в качестве критерия рыночной цены понятие "ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации".
Устанавливается ставка налога на дивиденды в размере 9 процентов вместо 6 процентов.
Вносится поправка, касающаяся уплаты налога организациями, имеющими большую филиальную сеть и располагающими несколькими филиалами на территории одного муниципалитета (ст.288). В настоящее время организации уплачивают налог на прибыль по месту нахождения самой организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Получается, что если организация имеет на территории одного муниципалитета несколько филиалов (например, страховые компании, банки), то она платит за каждый такой филиал (иногда даже в одну налоговую инспекцию). Проектом предусматривается уплата налога в целом за все филиалы в один муниципалитет.
Значительно расширяется перечень целей социальной защиты инвалидов, на которые может быть направлена прибыль, полученная организациями, использующими труд инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов (ст.264). Кроме того, вводится новая статья 267.1, которая определяет порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
Статья 2 законопроекта предусматривает продление ранее действовавшего (до 1 января 2002 г.) порядка налогообложения облигаций внутреннего государственного валютного займа IV и V серий у первичных владельцев. Такой порядок налогообложения был сохранен для первичных владельцев ОВГВЗ III серии и после вступления в силу главы 25 Кодекса. Учитывая, что эти облигации выдавались взамен "замороженных" на счетах Внешэкономбанка валютных средств, до полного выбытия этих облигаций с баланса для первичных владельцев должен быть установлен единый порядок налогообложения независимо от того, какой серии эти облигации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах"
1. Предлагаемые статьей 1 проекта федерального закона изменения вводятся в действие с 1 января 2005 г. и не потребуют дополнительных бюджетных ресурсов в текущем году.
Кроме того, проектом предусматривается увеличение с 1 января 2005 г. ставки налога на доходы в виде дивидендов для юридических лиц и физических лиц с 6 процентов до 9 процентов. По расчетам Минфина России, в федеральный бюджет должно дополнительно поступить в 2005 г. 2402,9 млн.руб. налога.
2. Порядок налогообложения доходов по облигациям внутреннего государственного валютного займа IV и V серий у первичных владельцев этих облигаций вводится с 1 января 2002 г. Однако, это не должно привести к уменьшению доходов бюджета, поскольку такой порядок налогообложения организации применяли в 2002-2003 г.г., руководствуясь действующей редакцией главы 25 и пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Этим пунктом установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Статья 3 проекта уточняет порядок введения в действие Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 291 Налогового кодекса Российской Федерации", действие которого изначально предполагалось распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
4. Статья 4 проекта уточняет порядок введения в действие Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами", действие которого изначально предполагалось распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.