Проект федерального закона N 51351-4
"Об обеспечении целостности территории Российской Федерации и принятии в ее состав участка территории иностранного государства"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет порядок обеспечения целостности территории Российской Федерации.
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
территория Российской Федерации - исторически сложившееся государственное и территориальное единство Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними;
целостность территории Российской Федерации - единство находящихся под суверенитетом Российской Федерации территории Российской Федерации, обязывающее иностранные государства воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций против суверенитета Российской Федерации, политической независимости, в том числе от любых действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой;
принятие в состав Российской Федерации участка территории иностранного государства - процедура, предусматривающая изменение Государственной границы Российской Федерации в результате включения в состав Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации или изменение Государственной Границы Российской Федерации и территории субъекта Российской Федерации в результате включения в состав субъекта Российской Федерации участка территории иностранного государства;
угроза вооруженного конфликта немеждународного характера совокупность условий и факторов, создающих опасность создания и действий антиправительственных вооруженных формирований или других незаконных организованных вооруженных групп на территории Российской Федерации, направленных на нарушение или ликвидацию целостности территории Российской Федерации;
вооруженный конфликт немеждународного характера - вооруженный мятеж или гражданская война, направленные на нарушение или ликвидацию целостности территории Российской Федерации, включающие в себя вооруженные столкновения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями или органами с антиправительственными вооруженными формированиями или другими незаконными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют контроль над частью территории Российской Федерации, позволяющий осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.
Статья 2. Общие положения по обеспечению целостности территории Российской Федерации
1. Обеспечение целостности территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
2. Отделение любой части территории Российской Федерации от Российской Федерации не допускается.
3. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.
4. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории допускается в пограничной зоне и только в целях делимитации, демаркации или редемаркации Государственной границы Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".
5. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется только при условии заключенного и ратифицированного международного договора Российской Федерации.
Заключению международного договора Российской Федерации должно предшествовать проведение референдума в субъекте Российской Федерации, в котором за обмен равными участками территории высказалось не менее семидесяти пяти процентов постоянно проживающего населения в указанном субъекте Российской Федерации.
Статья 3. Обеспечение целостности территории Российской Федерации в случае угрозы вооруженного конфликта немеждународного характера
В случае угрозы вооруженного конфликта немеждународного характера целостность территории Российской Федерации обеспечивается политическими, дипломатическими, экономическими, правовыми, организационными, административными, судебными и иными мерами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации без использования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 4. Обеспечение целостности территории Российской Федерации в случае вооруженного конфликта немеждународного характера
1. В случае вооруженного конфликта немеждународного характера целостность территории Российской Федерации обеспечивается с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. Использование Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Российской Федерации для локализации и пресечения действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп в целях обеспечения целостности территории Российской Федерации вводится указом Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. В указе Президента Российской Федерации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации для локализации и пресечения действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп в целях обеспечения целостности территории Российской Федерации должны быть определены:
обстоятельства, послужившие основанием для использования Вооруженных Сил Российской Федерации;
дата и время, с которых начинается использование Вооруженных Сил Российской Федерации;
границы территории, на которой используются Вооруженные Силы Российской Федерации.
4. Указ Президента Российской Федерации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации для локализации и пресечения действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп в целях обеспечения целостности территории Российской Федерации подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
5. Указ Президента Российской Федерации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации для локализации и пресечения действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп в целях обеспечения целостности территории Российской Федерации незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации для локализации и пресечения действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп в целях обеспечения целостности территории Российской Федерации должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.
В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
7. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации для локализации и пресечения действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп в целях обеспечения целостности территории Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением Совета Федерации.
В случае, если указ Президента Российской Федерации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации Советом Федерации не утвержден, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.
8. Указ Президента Российской Федерации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации для локализации и пресечения действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп в целях обеспечения целостности территории Российской Федерации, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации для указанных целей.
9. О принятых мерах и достигнутых результатах, а также о дальнейших планах по обеспечению целостности территории Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей Президент Российской Федерации регулярно, но не реже одного раза в месяц, извещает Совет Федерации и Государственную Думу.
Статья 5. Особый режим на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп
1. Особый режим на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп определяется настоящим Федеральным законом и включает в себя комплекс экономических, административных, военных и иных мер, направленных для создания условий для обеспечения целостности территории Российской Федерации.
2. Меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, применяются только на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп.
3. Меры, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона, могут применяться для локализации и пресечения действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп, так и на других территориях.
Статья 6. Обеспечение особого режима на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп
1. Обеспечение особого режима на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем применения мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, применяются федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на основании указов Президента Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в локализации и пресечении действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп для обеспечения целостности территории Российской Федерации.
Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп
1. На территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп для обеспечения целостности территории Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и для нужд населения.
2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп для обеспечения целостности территории Российской Федерации, дополнительно могут применяться следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) введение и обеспечение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
3) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для ликвидации последствий применения антиправительственными вооруженными формированиями и другими незаконными организованными вооруженными группами оружия, восстановления поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
4) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.
3. На территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп для обеспечения целостности территории Российской Федерации, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
Статья 8. Иные меры, применяемые для локализации и пресечения антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп
В период обеспечения особого режима, предусмотренного статьей 5 настоящего Федерального закона, кроме мер, применяемых в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, и режим трудовой деятельности.
Статья 9. Задачи, выполняемые Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами для обеспечения особого режима на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных военных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении особого режима на территории, на которой проводится локализация и пресечение действий антиправительственных военных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп, выполняют следующие задачи:
пресекают деятельность антиправительственных воинских формирований и других незаконно организованных вооруженных групп;
охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность;
охраняют военные, важные государственные и специальные объекты, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
поддерживают особый режим въезда на указанную территорию и выезда из нее, а также ограничивают свободу передвижения по ней;
участвуют в спасении и эвакуации населения, проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, борьбу с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
участвуют в проведении иных мероприятий по обеспечению особого режима.
Статья 10. Принятие в состав Российской Федерации участка территории иностранного государства
1. Основные принципы, условия и процедура принятия в состав Российской Федерации участка территории иностранного государства с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
2. Принятие в состав Российской Федерации участка территории иностранного государства в качестве составной части территории субъекта Российской Федерации осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации с данным иностранным государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, международным договором Российской Федерации с его последующей ратификацией.
3. В международном договоре Российской Федерации о принятии в состав Российской Федерации участка территории иностранного государства в качестве составной части территории субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены:
статус участка территории иностранного государства по отношению к субъекту Российской Федерации, в состав которого включается указанный участок территории;
действие законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации на участок территории иностранного государства, принимаемого в состав субъекта Российской Федерации;
применение законов и иных нормативных правовых актов иностранного государства на участке территории иностранного государства, переданного Российской Федерации и включенного в состав субъекта Российской Федерации.
4. Участку территории иностранного государства, переданному субъекту Российской Федерации не может быть предоставлен особый статус, отличающийся от статуса субъекта Российской Федерации, к которому присоединяется участок территории иностранного государства.
Статья 11. Разрешение территориальных споров
1. В целях обеспечения целостности территории Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией обязаны принимать необходимые меры по разрешению территориальных споров возникших между субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и иностранным государством.
2. Территориальные споры между субъектами Российской Федерации разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
3. Территориальные споры Российской Федерации с иностранными государствами разрешаются исключительно мирными средствами путем принятия политических, дипломатических, экономических, правовых, организационных, административных, судебных и иных мер в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 12. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
За нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, касающимся обеспечения целостности территории Российской Федерации, а также за правонарушения, совершенные в период действий особого режима, устанавливаемого в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.