Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации и принятии в ее состав участка территории иностранного государства"
Историческими предпосылками принятия законопроекта, регулирующего вопросы обеспечения целостности территории Российской Федерации является распад СССР, в результате чего некоторые внутренние российские границы стали государственными. Это было связано с конституционным правом, предусматривавшим возможность выхода союзных республик из состава СССР (ст.4 главы 9 Конституции СССР 1924 года; ст.17 и 18 Конституции СССР 1936 года и ст.72 Конституции СССР 1972 года).
Необходимость принятия федерального закона о целостности территории Российской Федерации и включении в ее состав участка территории иностранного государства обусловлена наличием целого комплекса внутригосударственных и внешнеполитических факторов, основными из которых являются следующие:
Конституция Российской Федерации не содержит правовых норм, касающихся использования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований или органов в случае возникновения вооруженного конфликта немеждународного характера, имеющего форму вооруженного мятежа или гражданской войны, направленных на нарушение и ликвидацию целостности территории Российской Федерации и выхода из состава Российской Федерации одного или нескольких субъектов Российской Федерации вопреки Конституции Российской Федерации;
Конституция Российской Федерации не содержит правовых норм о возможных действиях Президента Российской Федерации по пресечению вооруженного конфликта немеждународного характера с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации с последующим отчетом перед Федеральным Собранием Российской Федерации. Концепция Федерального закона "Об обороне" не может включать правовые нормы об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации против вооруженного конфликта немеждународного характера. Самым ярким проявлением одностороннего силового решения с попыткой выхода из состава Российской Федерации являются события в Чеченской Республике. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 31 июля 1955 года "О проверке Указов Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" указал, что Федеральному Собранию Российской Федерации надлежит упорядочить законодательство об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, а также вопрос о регулировании других возникающих в условиях экстраординарных и конфликтных ситуаций, в том числе вытекающих из Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающихся защиты жертв населения при вооруженных конфликтах немеждународного характера. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что Конституция Российской Федерации связывает использование Вооруженных Сил Российской Федерации только с введением чрезвычайного или военного положения;
Конституция Российской Федерации и законодательство Российской Федерации не предусматривает правовые нормы передачи (обмена) участков территории Российской Федерации иностранному государству, хотя такие передачи территории имели место в СССР (передача и обмен участками территории с Финляндией, Польшей, Румынией), а также передача (уступка) значительных участков территории Китаю на Дальнем Востоке.
Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова и Чеченской Республики и стоящих за ними мощных покровителей показывают, что вооруженные конфликты немеждународного характера могут иметь не только большие человеческие жертвы, но и наносить громадный материальный ущерб государству, что подтверждается в Чеченской Республике. Государство должно всеми имеющимися силами подавлять вооруженный мятеж и принимать самые решительные меры, чтобы прекратить гражданскую войну; которая нанесет неисчислимые бедствия для народа, проживающего на территориях, где происходит вооруженный мятеж или гражданская война.
До сих пор не только не прекращаются, но и усиливается внешнеполитическое давление на Российскую Федерацию со стороны отдельных иностранных государств о передаче им участков территории Российской Федерации.
Наличие в международном праве принципа территориальной целостности не препятствует государствам законодательно регулировать вопросы обеспечения целостности территории, в том числе путем принятия органами законодательной власти правовых норм для ее сохранности и защиты.
Проект федерального закона ориентирован на восполнение пробелов в законодательстве Российской Федерации по перечисленным выше проблемам, а в целом на защиту целостности территории Российской Федерации. В структурном отношении законопроект состоит из 13 статей, разработанных с учетом замечаний и предложений, полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и ряда законодательных (представительных) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке законопроекта "Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации", снятого с рассмотрения в 2003 году.
В законопроекте впервые разработаны:
понятия "территория Российской Федерации", "целостность территории Российской Федерации", "принятие в состав Российской Федерации участка территории иностранного государства", "угроза вооруженного конфликта немеждународного характера", "вооруженный конфликт немеждународного характера";
правовые нормы об обмене между Российской Федерации и сопредельными иностранными государствами земельными и водными участками (пункт 4 статья 2), включение участка территории иностранного государства в состав территории Российской Федерации (статья 10), об обеспечении территориальной целостности без использования Вооруженных Сил Российской Федерации в случае угрозы вооруженного конфликта немеждународного характера (статья 3) и использование Вооруженных Сил Российской Федерации в случае вооруженного конфликта немеждународного характера (статьи 4 - 9).
Принятие законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не повлечет увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует изменения существующего налогового законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации и принятии в ее состав участка территории иностранного государства"
Законопроект не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов или изменение финансовых обязательств.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О целостности территории Российской Федерации и принятии в ее состав участка территории иностранного государства"
В случае принятия проекта федерального закона "О целостности территории Российской Федерации и принятии в ее состав участка территории иностранного государства" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.