Просим разъяснить применение ставок НДС и особенности обложения этим налогом во взаимных операциях с Республикой Таджикистан (при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в режиме экспорта и при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в режиме импорта).
При осуществлении двусторонних внешнеторговых операций хозяйствующие субъекты Российской Федерации и Республики Таджикистан в целях применения НДС руководствуются нормами внутреннего налогового законодательства (в связи с отсутствием отдельного Соглашения о принципах взимания косвенных налогов). Так, для определения порядка применения и размера ставок НДС при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в Республику Таджикистан и при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации с территории данного государства российскому налогоплательщику следует применять главу 21 НК РФ, а также отдельные положения Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно налоговому законодательству Российской Федерации (подпункт 1 п.1 ст.164 НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется ставка НДС в размере 0%.
Таким образом, в случае реализации российскими хозяйствующими субъектами в Республику Таджикистан нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа им следует применять ставку НДС в размере 20%. При реализации других товаров в данное государство СНГ российские налогоплательщики осуществляют поставки по ценам без их увеличения на сумму НДС, а налог, уплаченный на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), используемых при производстве и реализации поставляемых в Республику Таджикистан товаров, подлежит вычету при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации с территории иностранных государств, в том числе Республики Таджикистан, российскому налогоплательщику следует руководствоваться положениями ст.150 и 151 НК РФ. Так, статьей 150 НК РФ установлен перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению НДС, а в ст.151 настоящего Кодекса определены особенности обложения НДС при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, в том числе особенности налогообложения при помещении ввозимых товаров под различные таможенные режимы.
В вопросе речь идет о товарах, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в режиме импорта. Вместе с тем понятие "таможенный режим импорта" в налоговом и таможенном законодательстве в целях применения НДС отсутствует. Однако данный термин содержится в Федеральном законе от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": импорт - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.151 НК РФ при помещении товаров, ввозимых из-за границы, в том числе из Республики Таджикистан, на таможенную территорию Российской Федерации под таможенный режим выпуска для свободного обращения НДС уплачивается российским таможенным органам в полном объеме (если иное не предусмотрено ст.150 Кодекса) по ставкам, установленным п.5 ст.164 НК РФ.
А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
1 февраля 2004 г.
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1