Таможня с европейским лицом
Таможенники модернизируются
"Зеленый коридор"
А также "желтый" и "красный"
Насколько фирмы будут "прозрачны" для таможенников, настолько граница станет "прозрачной" для них самих. Грузы через таможню будут проходить намного быстрее, зато импортеров и экспортеров будут проверять чаще - раз в полгода. Это обещает первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Леонид Лозбенко.
Новый Таможенный кодекс добавил чиновникам работы. В марте этого года почти каждый день они отменяли десятки старых приказов и распоряжений.
Вместо тысяч дополнительных документов, в которых очень часто путались и сами таможенники, приняты "всего" около 100 приказов, которые можно прочитать на сайте ГТК (www.customs.ru). Все эти нормативные акты не что иное, как дополнения к статьям Таможенного кодекса.
Таможенники модернизируются
Соблюдению положений кодекса, по мнению Леонида Лозбенко, должна способствовать модернизация информационной системы таможен. На эти цели ГТК еще в прошлом году получил кредит Всемирного банка на сумму 140 миллионов долларов. Кредит начали осваивать с октября прошлого года. Планируется, что результатом этой работы станет внедрение совершенно новой системы контроля. Она должна заметно облегчить процедуру прохождения грузов через границу.
"Любая внешнеторговая сделка имеет две составляющих: часть ее проходит на территории России, часть - за рубежом. До недавнего времени мы контролировали только российскую составляющую. Куда эффективнее иметь информацию об обеих частях", - заявил Леонид Лозбенко.
С этой целью вот уже с 1993 года претворяется в жизнь программа информатизации таможни. Очередной ее этап наступил с введением нового Таможенного кодекса. В начале года таможенники усиленно разбирались со своим программным обеспечением. Дело в том, что под новый кодекс нужно было переналадить около сотни программ.
Не дожидаясь, пока эту работу сделают чиновники, некоторые брокерские компании создали свое программное обеспечение в надежде, что оно сможет работать в новых условиях. Программы продавали за большие деньги участникам внешнеэкономической деятельности. Однако вскоре выяснилось, что это обеспечение не стыкуется с теми программами, которые установлены у таможенников. Так что, прежде чем покупать программу, которая призвана облегчить процедуру контроля грузов на таможне, сначала надо выяснить, будет ли она "дружить" с программой таможенников.
"Зеленый коридор"
Но в дальнейшем работа в этом направлении может значительно облегчить прохождение товаров через границу. Уже сейчас на таможенном пункте Торфяновка Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления проводится эксперимент под названием "Зеленый коридор". Основой эксперимента стало трехстороннее соглашение между Россией, Финляндией и Швецией. Суть его в следующем.
Существует список из 12 фирм, которым и российские, и скандинавские таможенники доверяют. Для этих компаний процедура перевоза грузов через таможню заметно упрощена. Предварительную информацию о том, какой груз идет из Финляндии или Швеции, посылают в электронном виде на российскую таможню. Затем она поступает в Главный информационный научный центр в Москве, где происходит довольно сложная логическая обработка данных по системе рисков. Оттуда информация возвращается на российский таможенный пост, где автоматически переводится со шведского или финского языка на русский. Когда приходит груз, на посту сравнивают имеющуюся информацию с той, которая закодирована в штрихкодах товаров. На это уходят считанные минуты, и таможенники желают водителю счастливого пути.
Опыт признали удачным и решили его распространить на другие таможенные посты. Сейчас их оснащают программным обеспечением, которое совместимо с обеспечением зарубежных таможен. Схема та же: из-за границы приходит информация о движущемся к нам грузе, которую сразу же передают в информационный центр ГТК, где ее обрабатывают по системе анализа рисков. Оттуда она переходит на пульт входа груза конкретной таможни, к которой движется товар.
При использовании такой системы исчезает необходимость в брокерских услугах на границе, время оформления документов сокращается до нескольких минут.
А также "желтый" и "красный"
Пока не все российские таможни оснащены программами, "дружественными" с зарубежными. Но и на них для "благонадежных" компаний существуют определенные льготы. Таможенники внимательно присматриваются к своим "клиентам" и условно делят их на три группы. "Зеленые" - это фирмы с безупречной репутацией, чей товар пропускают через границу легко и быстро. "Желтые" - компании, чья деятельность еще нуждается в уточнениях. Они тоже проходят таможенный контроль относительно легко. Фирмы, которые хоть раз нарушили таможенное законодательство, попадают в "красный" список. Их проверяют более жестко.
Как отметил г-н Лозбенко, в Швеции градация более детальная, она состоит из пяти ступенек благонадежности. Но наши таможенники считают, что необходимости в такой детализации нет. "У нас есть определенные "правила игры", и их либо нарушают, либо нет", - подчеркнул таможенник.
По словам чиновников, подход, основанный на анализе рисков, позволит сократить количество досматриваемого импортируемого и экспортируемого груза. Сейчас таможенники проверяют около 30 процентов импортных партий товара и 15 экспортных. К концу 2006 года их количество снизят до 10 и 5 процентов.
По уверениям чиновников, среднее время таможенного оформления в пунктах пропуска на границе сократится к концу 2006 года до десяти минут, а к концу 2008 года - до пяти.
Но фирмам, чей груз благополучно пересек границу, не стоит забывать о таможенном контроле.
"Самые большие ресурсы скрыты именно в постконтроле, - считает Леонид Лозбенко. - Мы будем пропускать грузы в скоростном режиме через границу, транзитники могут пройти вообще "сквозняком". Но затем мы станем тщательно проверять участников внешнеторговой деятельности. Проверки будут проходить раз в полгода, как в развитых странах".
В. Громская
"Расчет", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru