Сдача бюджетным учреждением в аренду федерального
(муниципального) движимого имущества
Согласно ст.298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. При этом исходя из требований п.2 этой статьи имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение без предоставления учреждению права собственности на данное имущество, так как в соответствии со ст.296 ГК РФ все имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. Учитывая изложенное, учреждение в общем случае может заключать договоры на сдачу в аренду состоящего на ее балансе оборудования только при условии, если данное имущество было приобретено за счет средств от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности и наличии согласия собственника имущества. Если же данное движимое имущество было передано этому учреждению собственником или приобретено за счет бюджетных средств, то право заключать арендные договоры однозначно принадлежит представителю собственника данного имущества.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п.п.11 п.6 Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3.06.02 г. N 377, на Минимущество России возложено санкционирование сдачи в аренду только недвижимого имущества, его согласия на сдачу в аренду оборудования не требуется. Поэтому, если в учредительных документах учреждения предусмотрены какие-либо ограничения на использование движимого имущества, то в качестве представителя собственника при сдаче такого имущества в аренду выступает вышестоящий распорядитель бюджетных средств. Если таких ограничений в учредительных документах не предусмотрено, то действующее законодательство Российской Федерации в принципе не ограничивает права учреждения самостоятельно принимать решения о сдаче движимого имущества в аренду. Однако при возникновении претензий со стороны вышестоящих и контролирующих органов в связи с осуществлением учреждением сдачи в аренду приобретенного им за счет предпринимательской деятельности движимого имущества администрация учреждения должна быть готова доказать свое право в судебно-арбитражном порядке. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.18 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 1.07.96 г. N 6/8 организации, в отношении которых предусмотрена специальная правоспособность по использованию имущества (в частности, оперативное управление), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст.168 ГК РФ. Таким образом, в целях снижения рисков применения к учреждению различных санкций при сдаче в аренду движимого имущества учреждению целесообразно заручиться согласием вышестоящего распорядителя бюджетных средств.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 24.12.02 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций. Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений и организаций, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на содержание этих учреждений и организаций в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх выделенных учреждению лимитов бюджетного финансирования.
Вместе с тем регламентируемый постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.99 г. N 689 порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным имуществом распространяется только на недвижимое имущество. Порядок использования в качестве дополнительного бюджетного финансирования в соответствии с требованиями ст.28 Федерального закона N 176-ФЗ средств от аренды движимого федерального имущества, а также номера конкретных лицевых счетов для зачисления таких средств нормативными документами не определены, что может послужить основанием для отказа органа федерального казначейства к принятию сумм арендной платы на бюджетные лицевые счета, а также перечисления их учреждению в качестве дополнительного бюджетного финансирования.
Зачисление данных средств на внебюджетные лицевые счета учреждения в органе федерального казначейства может привести к риску блокирования последним их использования учреждением, а также изъятия их в доход федерального бюджета при проверках органами, контролирующими использование бюджетных средств.
В случае заключения договоров на сдачу в аренду федерального движимого имущества не представителем собственника, а с его согласия непосредственно учреждением при зачислении средств на внебюджетные лицевые счета последнее выступает получателем дохода. Поэтому у учреждения возникает обязанность уплаты с полученного дохода предусмотренных НК РФ налогов и сборов (в частности, НДС и налога на прибыль).
Согласно письму МНС России от 6.08.02 г. N 02-2-07/105-я376 НК РФ и Бюджетный кодекс Российской Федерации имеют самостоятельные предметы регулирования. Правоотношения по установлению и взиманию налогов и сборов регулируются НК РФ. Так, доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности, подлежат налогообложению в установленном порядке в соответствии с законодательством о налогах и сборах, если иное не установлено актами законодательства о налогах и сборах. Следовательно, бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль с названных доходов в установленном порядке.
Доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами организаций (п.4 ст.250 НК РФ). Сумма налога на прибыль организаций по установленным ставкам зачисляется в бюджеты трех уровней (ст.284 НК РФ).
Исходя из изложенного, доходы, полученные организациями от сдачи имущества в аренду, учитываются налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, при определении налоговой базы в порядке, установленном НК РФ. В связи с этим положения ст.28 Закона N 176-ФЗ реализуются после уплаты в бюджет налога на прибыль организаций в порядке, установленном НК РФ.
Таким образом, при заключении договора на сдачу в аренду являющегося федеральной собственностью оборудования, приобретенного за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, с согласия собственника имущества (вышестоящего распорядителя бюджетных средств) непосредственно учреждением арендную плату целесообразно зачислять на его лицевой счет в органе федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Затем учреждение в качестве налогового агента выделяет из полученной суммы и перечисляет в соответствующий бюджет суммы НДС и налога на прибыль.
В бухгалтерском учете перечисленные операции отражаются следующими записями:
Дебет 110, Кредит 174 - отражена сумма арендной платы с НДС,
Дебет 174, Кредит 173 - выделены суммы НДС и налога на прибыль,
Дебет 173, Кредит 110 - перечислены в бюджет суммы НДС и налога на прибыль.
В случае согласия органа федерального казначейства на зачисление оставшейся суммы платы за сдачу в аренду федерального движимого имущества на доходный лицевой счет органа федерального казначейства для организации в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов дополнительного бюджетного финансирования учреждения данные средства перечисляются на указанный счет и используются учреждением в порядке, установленном для арендной платы по недвижимому федеральному имуществу. В бухгалтерском учете производится запись:
Дебет 091, Кредит 141 - зачислены (при согласовании дополнительной сметы доходов и расходов) на бюджетный лицевой счет суммы дополнительного бюджетного финансирования за счет доходов от сдачи в аренду федерального движимого имущества.
В случае отказа в организации дополнительного бюджетного финансирования учреждения за счет поступивших в бюджет сумм за сдачу в аренду движимого федерального имущества (по причине отсутствия регламентированного нормативными документами механизма организации такого финансирования) оставшаяся на субсчете сумма арендной платы подлежит сдаче в федеральный бюджет. В бухгалтерском учете необходимо произвести записи:
Дебет 174, Кредит 173 - оставшаяся после начисления НДС и налога на прибыль сумма платы за сдачу в аренду федерального движимого имущества отнесена на неналоговые доходы федерального бюджета,
Дебет 173, Кредит 110 - перечислены по принадлежности сформированные неналоговые доходы федерального бюджета (с указанием в платежных документах о перечислении НДС и налога на прибыль).
И. Гарнов,
ООО "А.И.Аудит-Сервис"
"Финансовая газета", N 16, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71