Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 сентября 2003 г. N КА-А40/6931-03
(извлечение)
Открытое акционерное общество "АК "Транснефть" (далее - ОАО "АК "Транснефть") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, с учетом уточнения требований, с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Налоговой инспекции) о признании незаконным решения N 47/25 от 17.02.2003 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на сумму 68527280 руб. 50 коп. и об обязании возместить НДС в сумме 68527280 руб. 50 коп. для устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением от 10.06.2003 Арбитражного суда г.Москвы заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным решение Налоговой инспекции от 17.02.2003 N 47/25 в части отказа в применении налогового вычета в сумме 68527280 руб. 50 коп. по декларации по НДС за июль 2002 г. как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении требования в части обязания Налоговой инспекции возместить НДС для восстановления прав и законных интересов заявителя отказано. При этом суд исходил из того, что по декларации за июль 2002 г. у заявителя не возникло право требовать возмещения НДС.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Налоговой инспекции, в которой ставится вопрос о его отмене в части требований ОАО "АК "Транснефть", удовлетворенных судом, как принятого с нарушением норм материального права. Налоговая инспекция считает правомерным отказ в возмещении заявленной суммы НДС, поскольку ОАО "АК "Транснефть" не были представлены документы, предусмотренные ст. 172 НК РФ, а счет-фактура N 1 от 20.07.2002 не является документом, подтверждающим право на получение вычета налога в порядке, установленном ст.ст. 171, 172 НК РФ. По мнению Налоговой инспекции, суд пришел к ошибочному выводу о выполнении ОАО "АК "Транснефть" условий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, дающих право на получение налогового вычета.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции доводы жалобы поддержал, представители ОАО "АК "Транснефть" против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 20.08.2002 ОАО "АК "Транснефть" в налоговый орган подана декларация по НДС за июль 2002 г., в строке 360 которой учтен НДС за июль 2002 г., указанный в сводном счете - фактуре N 1 от 20.07.2002, в сумме 68527280 руб. 50 коп.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации Налоговой инспекцией составлен акт N 10/47 от 20.11.2002 и вынесено решение N 47/25 от 17.02.2003, в соответствии с которым Налоговая инспекция отказалась принять в состав налогового вычета НДС в сумме 68527280 руб. 50 коп., уплаченной по объекту Нефтеперекачивающая станция Кириши (далее - НПС Кириши).
Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: при строительстве НПС Кириши налог уплачивался не заявителем, а другим юридическим лицом; во всех счетах-фактурах указан не заявитель, а другое юридическое лицо; доказательств того, что по счету-фактуре N 1 от 20.07.2002 заявитель перечислил НДС не представлено; счет-фактура N 1 от 20.07.2002 составлена с нарушением налогового законодательства, поскольку по операции, указанной в счете-фактуре, НДС не начислялся и не уплачивался.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "АК "Транснефть" выполнены все условия предъявления НДС к вычету.
Кассационная инстанция находит вывод суда правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 данной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Пунктом 5 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 настоящего Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "АК "Транснефть", ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" и ОАО "Связьтранснефть" заключили договор простого товарищества от 18.09.2000 N 430/16-01/2000 (т.1 л.д.19), в соответствии с которым обязались объединить свои вклады для строительства объектов Балтийской трубопроводной системы.
Согласно п.4.2 данного договора вклад ОАО "АК "Транснефть" на 2000-2001 гг. составляет 460200000 долларов США (по дополнению от 16.11.2001 N 2 - 15832782305 руб. 32 коп.) и вносится деньгами. Вклад внесен заявителем в безналичном порядке на расчетный счет N 40702810600000000187, открытый в КБ "Стройкредит" ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы", на которое в рамках договора от 18.09.2000 N 430/16-01/2000 возложено ведение бухгалтерского учета (п.6 договора). Указанный расчетный счет открыт специально для ведения расчетов по договору от 18.09.2000 N 430/16-01/2000, что подтверждается письмом ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" от 25.10.2000 N 08-02/506 (т.3 л.д. 47).
Учет вкладов участников договора от 18.09.2000 N 430/16-01/2000 и учет расходования средств в рамках указанного договора велся на отдельном балансе (т.2 л.д. 1-34).
ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" заключило с ЗАО "Волгонефтьхиммонтаж" контракт N 597 20.09.2000 о строительстве НПС Кириши (т.1 л.д. 89-100, 123-127).
По окончании строительства по акту N 5 (т. 1 л.д. 40-44) приемки-передачи объекта НПС Кириши, законченного строительством, ОАО "АК "Транснефть" передана НПС Кириши стоимостью 514418283 руб. 84 коп. (перечень объектов - стр. 1-3 акта N 5) и оборудование стоимостью 252556272 руб. 67 коп. (стр. 3-4 акта N 5).
НПС Кириши, являясь частью Балтийской трубопроводной системы, построенной с целью оказания услуг по перекачке нефти, реализация которых признается объектом обложения НДС, введена в эксплуатацию на основании акта от 07.12.2001, указанный во всех свидетельствах о государственной регистрации права собственности заявителя (т.3 л.д. 129-150, т.4 л.д. 1-106), со стоимости станции и оборудования заявителем начисляется износ (т.3 л.д. 103-128).
Представленные в материалах дела платежные поручения (т.4 л.д. 108-150, т.5 л.д. 1-150, т.6 л.д. 1-58) свидетельствуют о том, что оплата строительства НПС Кириши, материалов и оборудования производилась с расчетного счета, по которому производились операции в рамках договора от 18.09.2000, за счет вклада ОАО "АК "Транснефть".
Заявитель принял НДС к вычету на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками и подрядчиками при строительстве НПС Кириши и сводного счета-фактуры N 1 от 20.07.2002 на общую сумму налога 147212203 руб. 02 коп.
Согласно справке встречной проверки ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" (т.3 л.д. 18-19) сумма НДС, указанная в счете-фактуре N 1 от 20.07.2002, не включалась ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" в состав налоговых вычетов.
Таким образом, ОАО "АК "Транснефть" выполнены условия, установленные ст.ст. 171, 172 НК РФ, предъявления к вычету НДС, уплаченного при строительстве НПС Кириши.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "АК "Транснефть" правомерно уменьшило сумму налога, исчисленного в соответствии со ст. 166 НК РФ, на сумму налога, фактически уплаченного за счет его вклада и указанного в сводном счете-фактуре N 1 от 20.07.2002, в связи с чем решение налогового органа в части отказа принять в состав налогового вычета НДС в сумме 68527280 руб. 50 коп. незаконно.
Доводы кассационной жалобы о том, что счета-фактуры выставлены другому юридическому лицу (ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы"), а не заявителю, а также, что НДС предъявлен заявителю не подрядными организациями, а самостоятельным юридическим лицом (ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы"), судом кассационной инстанции отклоняются.
Выбор способа приобретения товаров (работ, услуг) определяет, кто станет стороной по договору с продавцом товаров (работ, услуг) - непосредственно налогоплательщик (приобретатель) или уполномоченное лицо (в данном случае - товарищ, ведущий общие дела товарищества), и именно от способа приобретения товаров (работ, услуг) зависит на чье имя будут оформлены счета-фактуры - самого приобретателя или на уполномоченное лицо.
В рассматриваемом случае ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" действовало как уполномоченное лицо по договору простого товарищества от 18.09.2000 N 430/16-01/2000 и совершало действия в интересах и за счет других лиц - приобретателей, в том числе - ОАО "АК "Транснефть".
В кассационной жалобе Налоговая инспекция утверждает, что выдел доли участника простого товарищества не признается реализацией и НДС в силу п.5 ст. 168 НК РФ в счете-фактуре N 1 от 20.07.2002 не может быть выделен в связи с отсутствием объекта налогообложения.
Разрешая спор, суд первой инстанции дал оценку этому доводу Налоговой инспекции и обоснованно указал, что составление сводного счета-фактуры N 1 от 20.07.2002 не означает начисление НДС на стоимость доли ОАО "АК "Транснефть", а имеет своей целью определить сумму НДС, уплаченную при строительстве НПС Кириши за счет вклада ОАО "АК "Транснефть". Счет-фактура N 1 от 20.07.2002 составлялся на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками и подрядчиками. Таким образом, заявитель предъявляет к вычету "входной" НДС по строительству, а не налог, начисленный на стоимость доли.
В связи с этим является несостоятельной ссылка в кассационной жалобе на п. 1 ст. 146 НК РФ.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 10.06.2003 по делу N А40-18216/03-126-173 Арбитражного суда г.Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 сентября 2003 г. N КА-А40/6931-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании