Освобождение и отстранение военнослужащих от воинской должности
(различия в порядке реализации и в правовых последствиях)
В практической деятельности командования, а также кадровых органов довольно часто допускаются ошибки, связанные с непониманием различий между понятиями "освобождение" и "отстранение" военнослужащего от воинской должности. Эти ошибки, а точнее, решения, принятые вследствие них, уже не раз становились предметом судебных разбирательств, что в некоторых случаях приводило к отмене этих решений. Проведенный автором данной статьи сравнительный анализ этих двух понятий, надеюсь, поможет заинтересованным читателям разобраться, в чем заключаются их различия и сходство.
Сравнение начну с рассмотрения оснований освобождения и отстранения военнослужащих от воинских должностей.
В соответствии со ст.14 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Перечисленные обстоятельства могут зависеть от желания военнослужащего (например, увольнение с военной службы по собственному желанию, назначение на низшую должность по личной просьбе), а могут и не зависеть (например, назначение на равную воинскую должность).
Отстранение же от воинской должности от желания военнослужащего не зависит никогда, поскольку является своеобразной мерой принуждения и всегда так или иначе связано с нарушением или возможным нарушением военнослужащим воинской дисциплины.
Основания отстранения военнослужащего от воинской должности, на мой взгляд, можно классифицировать на две группы:
1. Отстранение, производящееся в соответствии со ст.50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, в которой установлено, что в крайних, не терпящих отлагательства случаях, военнослужащие могут быть отстранены от должности. Как правило, это отстранение не связано с совершением военнослужащим преступления. Причиной отстранения военнослужащего от воинской должности в данном случае является очевидность его несоответствия занимаемой воинской должности, невозможность дальнейшего пребывания в занимаемой воинской должности даже в течение непродолжительного срока, так как с его проступком или отрицательными качествами непосредственно связан причиненный или возможный ущерб интересам Вооруженных Сил. Примером может служить отстранение военнослужащего от должности при выявлении обстоятельств, подтвержденных материалами внутрипроверочной комиссии и ревизии, создаваемой и проводимых по указанию командира воинской части или иного воинского должностного лица, подтверждающими факты хищений, промотания имущества, иных злоупотреблений, не подпадающих под признаки состава преступления. В этом случае соответствующее должностное лицо должно издать письменный приказ об отстранении военнослужащего от должности и возложении его обязанностей на другое лицо.
Особым случаем отстранения военнослужащего от должности является причинение им существенного вреда интересам военной службы или дискредитация своими действиями звания военнослужащего, например систематическое появление на службе в состоянии алкогольного опьянения.
2. Временное отстранение от должности, применяемое в отношении военнослужащего в рамках уголовного процесса. В данном случае отстранение является мерой процессуального принуждения (ст.111 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) и применяется в целях обеспечения установленного порядка уголовного судопроизводства. Необходимость отстранения от должности в данном случае возникает при наличии оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый военнослужащий может продолжать преступную деятельность с использованием служебного положения, препятствовать установлению истины путем изъятия (уничтожения) документов, воздействия на свидетелей из числа подчиненных и т.д.
Таким образом, в отличие от освобождения военнослужащего от должности отстранение является своеобразной мерой пресечения нарушения воинской дисциплины или преступления, применяемой в крайних, не терпящих отлагательства случаях, т.е. когда очевидно не только несоответствие лица занимаемой должности, но и то обстоятельство, что его дальнейшее пребывание в занимаемой должности не совместимо с исполнением служебных обязанностей, поскольку им причинен или определенно предполагаем имущественный ущерб или нематериальный вред интересам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Порядок реализации освобождения и отстранения военнослужащих от воинских должностей. В соответствии с п.8 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, на военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, зачислению в распоряжение командира (начальника) и освобождению от воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), оформляется представление, которое подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами.
Вместе с представлением направляются следующие документы:
- копия аттестационного листа (при назначении на воинскую должность в порядке плановой замены);
- личное дело и другие документы (если необходимость их представления установлена вышестоящим кадровым органом);
- рапорт военнослужащего о согласии с назначением - в случае назначения на высшую воинскую должность или на низшую воинскую должность (в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии либо по личной просьбе военнослужащего).
В случае представления военнослужащего (с его согласия либо в порядке дисциплинарного взыскания) к назначению на низшую воинскую должность, которая входит в полномочия по назначению нижестоящего командира (начальника), соответствующий командир (начальник), пользующийся правом назначения на воинскую должность, которую замещает военнослужащий, издает приказ об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и назначении его на низшую воинскую должность или об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение командира (начальника), имеющего право назначать военнослужащего на эту воинскую должность.
Сходство отстранения и освобождения военнослужащих от воинских должностей состоит в том, что их осуществляют правомочные должностные лица. Статьей 14 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность. Статьей 50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации также определено, что военнослужащие отстраняются от должности теми командирами (начальниками), которым предоставлено право назначения их на должность. Законодательство о прохождении военной службы определяет "исключительную компетенцию" Президента Российской Федерации, а также руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по назначению и, следовательно, освобождению военнослужащих от воинских должностей. Так, в соответствии с п.1 ст.11 Положения о порядке прохождения военной службы Президент Российской Федерации обладает исключительным правом по назначению военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров. Пунктом 2 этой же статьи определены полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, по назначению военнослужащих на ряд воинских должностей, для которых штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга.
Право определения полномочий должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные пп.1 и 2 ст.11 Положения о порядке прохождения военной службы воинские должности предоставлено руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Необходимо отметить, что в Вооруженных Силах Российской Федерации данный вопрос довольно долго оставался открытым и был нормативно урегулирован лишь в 2002 г. в приказе Министра обороны Российской Федерации "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" от 7 марта 2002 г. N 110. Этот правовой акт достаточно четко разграничил компетенцию командиров (начальников) различного уровня по осуществлению властных полномочий, в том числе и в отношении освобождения военнослужащих от воинских должностей. Между тем хотелось бы обратить внимание на то, что ст.11 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении, однако упомянутый приказ Министра обороны Российской Федерации предоставил такие права некоторым должностным лицам и в отношении военнослужащих, не находящихся в их прямом подчинении. Так, например, начальнику строительства и расквартирования войск - заместителю Министра обороны Российской Федерации предоставлено право назначать и освобождать от воинских должностей военнослужащих строительных и квартирно-эксплуатационных управлений военных округов (флотов).
Освобождение офицеров и прапорщиков от воинских должностей производится приказами по личному составу. Освобождение офицеров от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, производится указами Президента Российской Федерации и оформляется приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 2002 г. N 110 приказы по личному составу имеют право издавать:
- Министр обороны Российской Федерации;
- заместители Министра обороны Российской Федерации;
- главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;
- командующие войсками военных округов, флотами;
- командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
- начальники центральных органов военного управления, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
- командующие объединениями и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
- командиры соединений и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
- начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов;
- командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций, для которых штатом предусмотрены воинские звания "полковник", "капитан 1 ранга", имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.
Как видно, данный приказ установил два основных критерия, определяющих указанные полномочия: должностное лицо, осуществляющее назначение военнослужащего на ту или иную воинскую должность, должно соответствовать определенному уровню в системе органов военного управления, а также иметь в непосредственном подчинении кадровый орган (группу кадров или выше).
Военнослужащий считается освобожденным от воинской должности после подписания об этом приказа по личному составу соответствующим должностным лицом.
Порядок отстранения военнослужащего от воинской должности регламентирован не так детально, нежели порядок освобождения. А точнее, для случаев, когда отстранение не связано с совершением преступления, он вообще нормативно не регламентирован, хотя, на мой взгляд, этот вопрос можно было затронуть, например, в приказе Министра обороны Российской Федерации "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации" 2002 г. N 350. Четко определен порядок временного отстранения от должности военнослужащего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Статьей 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) установлено, что только суд правомочен принимать решение о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности. В соответствии со ст.114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного следствия соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.
Решение вопроса о временном отстранении от должности производится с участием прокурора, обвиняемого, его защитника, а также следователя, дознавателя, вынесшего указанное постановление, и иных участников уголовного процесса (переводчиков и т.п.). Перед принятием решения судья заслушивает мнение прокурора, следователя (дознавателя), обвиняемого и его защитника, после чего выносит постановление. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого военнослужащего от должности направляется по месту его службы. На основании указанного постановления издается приказ об отстранении соответствующего военнослужащего от исполнения должностных обязанностей.
Последствия освобождения и отстранения от должности. Освобождение от воинской должности влечет за собой прекращение военнослужащим ее замещения, что включает в себя прекращение выполнения конкретных должностных обязанностей, лишение возможности осуществления присущих для конкретной воинской должности прав и освобождение от ответственности за невыполнение конкретных должностных обязанностей. После издания приказа об освобождении военнослужащего от воинской должности она становится вакантной. Между тем при отстранении от воинской должности военнослужащий не допускается к исполнению обязанностей по ней и не может воспользоваться предоставленными ему по этой воинской должности правами только на период отстранения, т.е. на определенное время. При этом военнослужащий не освобождается от исполнения общих обязанностей военнослужащего, предусмотренных ст.26 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При отстранении военнослужащего от воинской должности последняя вакантной не становится. Это, пожалуй, является главным и наиболее значимым отличием отстранения от освобождения. При необходимости для исполнения обязанностей по данной воинской должности может быть назначен временно исполняющий обязанности в порядке, определенном ст.12 Положения о порядке прохождения военной службы.
Существует мнение, что если военнослужащий отстранен от воинской должности, то его необходимо зачислять в распоряжение соответствующего командира (начальника). Хотя на практике чаще всего так и происходит, с этой позицией согласиться нельзя, поскольку основания зачисления в распоряжение определены ст.13 Положения о порядке прохождения военной службы. Перечень этих оснований является исчерпывающим и не предполагает возможности зачисления в распоряжение в связи с отстранением от воинской должности. Вместе с тем в случае, когда в отношении военнослужащего возбуждено уголовное дело и имеется постановление следователя или прокурора о временном отстранении от должности, зачисление в распоряжение возможно. Однако и в этом случае военнослужащий может быть зачислен в распоряжение не в связи с отстранением от должности, а в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу (подп."в" п.2 ст.13 Положения о порядке прохождения военной службы).
Денежное довольствие военнослужащему, отстраненному от воинской должности, должно выплачиваться в полном объеме, независимо от того, зачислен он в распоряжение или нет. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения военнослужащих денежным довольствием, не содержат особенностей, связанных с ограничением выплат денежного довольствия отстраненным от должностей. В то же время в соответствии с п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 431 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении командиров (начальников), денежное довольствие выплачивается в установленных размерах за все время нахождения в распоряжении, но не более сроков, установленных п.2 ст.13 Положения о порядке прохождения военной службы. В рассматриваемом случае денежное довольствие должно выплачиваться военнослужащему, зачисленному в распоряжение, до вынесения решения по уголовному делу.
П.С. Гуськов,
старший лейтенант юстиции, юрисконсульт юридической
службы Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Освобождение и отстранение военнослужащих от воинской должности (различия в порядке реализации и в правовых последствиях)
Автор
П.С. Гуськов - старший лейтенант юстиции, юрисконсульт юридической службы Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 3