Альтернативная гражданская служба: европейский опыт
В Федеративной Республике Германии альтернативная гражданская служба (сейчас она называется гражданской службой) введена почти 40 лет назад. В ч.3 ст.4 Основного закона ФРГ, принятого в 1949 году, говорится, что "никто не может быть против своей совести принужден к военной службе с оружием. Подробности регулируются федеральным законом".
Согласно ч.1 ст.12а Основного закона ФРГ "мужчины, начиная с 18-летнего возраста, могут призываться на службу в вооруженные силы, федеральную пограничную охрану или части гражданской обороны" (до принятия в 1956 г. Закона о военной службе призыв на военную службу не осуществлялся). Часть 2 ст.12а предусматривает, что "отказывающийся нести военную службу с оружием по соображениям совести может быть обязан нести альтернативную службу. Продолжительность альтернативной службы не может превышать срока военной службы. Подробности регулируются законом, которым не может ограничиваться свобода совести и должна быть предусмотрена возможность несения альтернативной службы, никак не связанной со службой в частях вооруженных сил и федеральной пограничной охраны". Гражданская служба регулируется Законом о гражданской службе 1960 г. В период с 1956 по 1960 гг. гражданскую службу в ФРГ проходили в вооруженных силах, но без оружия, с 1960 г. - вне вооруженных сил.
В 1973 г. создано Федеральное управление гражданской службы при Федеральном министерстве труда и социального обеспечения, которое в 1981 г. перешло в ведение Федерального министерства по делам семьи, молодежи, женщин и пожилых.
Все лица мужского пола имеют право заявить об отказе от военной службы по убеждениям, включая лиц, уже проходящих военную службу по призыву, и профессиональных военнослужащих. Заявление с разъяснением причин отказа подается в письменном виде (с приложением биографии и копии метрики) в Федеральное управление гражданской службы, которое или удовлетворяет заявление и направляет на гражданскую службу, или отказывает в его удовлетворении (отказ можно обжаловать в суде). Основанием для признания права призывника на гражданскую службу являются критерии совести: душевные страдания, вызванные моральными, этическими, религиозными и даже политическими причинами, по которым молодой человек отказывается проходить военную службу с оружием в руках.
Сроки гражданской службы составляли: первоначально - 15 месяцев, затем наблюдалась тенденция к их увеличению (в 1961 г. до 18, в 1984 г. - до 20 месяцев), сменившаяся на противоположную (в 1990 г. срок уменьшился до 15, в 1996 г. - до 13 месяцев).
В Конституции Италии предусмотрена воинская обязанность (ст.52), в соответствии с которой все мужчины от 18 до 28 лет подлежат призыву на военную службу. Право на отказ от военной службы по убеждениям не закреплено. Первые "отказники от военной службы по убеждениям" заявили о себе в начале 50-х гг. XX в., но только в конце 60-х гг., после ряда студенческих протестов и рабочих забастовок, отказ от военной службы по убеждениям приобретает черты серьезного политического и общественного явления в жизни страны.
В 1972 г. парламент Италии принял Закон о нормах в отношении сознательного отказа. Срок альтернативной гражданской службы составлял 20 месяцев (на 8 месяцев дольше военной службы). Заявление об отказе от военной службы по убеждениям влекло проведение экзамена, в ходе которого "выяснялись искренность и мотивы, приведшие к отказу", кроме того, и сам факт отказа подвергался серьезному обсуждению.
В 1998 г. в Италии принят новый Закон об отказе по убеждениям. Согласно ст.1 этого Закона "граждане, выступающие против использования оружия при любых обстоятельствах из-за наличия фундаментальных убеждений религиозного, философского или морального характера, имеют право отказаться от военной службы". Срок альтернативной гражданской службы стал равен сроку военной службы - 10 месяцев. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, получают денежное довольствие и льготы такие же, как и военнослужащие. Ранее вопросами альтернативной гражданской службы занималось Министерство обороны, так как была предусмотрена служба в вооруженных силах (без оружия), сейчас создано Национальное бюро гражданской службы, находящееся в подчинении Президиума Совета министров Италии.
Право на отказ от военной службы по убеждениям гарантировано ст.59 Конституции Болгарии 1991 г. Однако Закон о порядке замены военной службы на альтернативную принят только в 1998 г. и вступил в силу с 1 января 1999 г.
Конституция Болгарии предусматривает обязанность граждан защищать свою страну и Отечество. Призыву подлежат все мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, однако любой гражданин, подлежащий призыву на военную службу, имеет право потребовать замены ее альтернативной службой в случае нежелания брать в руки оружие и в качестве гарантии прав свободы совести, свободы убеждений и свободы выбора религии. Альтернативная служба является гражданской службой в интересах общества, предусмотрена для несения гражданами, не желающими брать в руки оружие, в исполнение предусмотренной Конституцией обязанности граждан защищать свою страну (ст.2 Закона).
Решение о замене военной службы на альтернативную принимает Комиссия по альтернативной службе при Министерстве труда и социальной политики (ст.5 Закона). Граждане проходят ее в вооруженных силах, структурах гражданской обороны, в государственных и муниципальных структурах и организациях социального обеспечения, здравоохранения и образования, в сферах социальных служб, защиты окружающей среды и в других бюджетных организациях на должностях, не предусматривающих ношение и применение оружия. Не разрешается прохождение альтернативной службы в коммерческих компаниях, кооперативах, некоммерческих ассоциациях и фондах, политических партиях, объединениях и синдикатах (ст.6 Закона). В этом заключается главное отличие болгарского законодательства об альтернативной службе от законодательства германского и итальянского, так как в ФРГ и Италии в большинстве своем альтернативную гражданскую службу проходят именно в негосударственных общественных организациях.
Длительность альтернативной службы в Болгарии - 24 месяца, в два раза больше, чем военной.
В отличие от Германии и Италии, где уже сложились определенные традиции в организации и прохождении альтернативной гражданской службы, в Болгарии фактически только осенью минувшего года начал действовать Закон о порядке замены военной службы на альтернативную, поэтому механизм прохождения этой службы предстоит еще отрабатывать.
"Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Альтернативная гражданская служба: европейский опыт
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 3