Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 августа 2003 г. N КА-А41/5956-03
(извлечение)
Решением от 26.05.2003 Арбитражного суда Московской области признано недействительным решение МРИ МНС РФ N 4 по Московской области N 112 от 19.12.2002 о привлечении ООО "Сокол-Р" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное на основании акта N 263 от 28.11.2002 выездной налоговой проверки.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого решения проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой МРИ МНС РФ N 4 по Московской области, в которой ставится вопрос о его отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу общество против ее удовлетворения возражает.
Дело рассмотрено в порядке п. З ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя инспекции, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В ходе налоговой проверки на основании счетов-фактур, выставленных обществом ПО "Рошальский химический комбинат" и ООО "Инвент-групп", было установлено осуществление обществом хранения спирта без лицензии и без уплаты лицензионного сбора в нарушение ст. 3 Закона РФ от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" и не представление налоговой декларации (расчета) в нарушение ст. 4 Закона N 5-ФЗ.
В связи с этим решением N 112 от 19.12.2002 общество привлечено к ответственности на основании ст. 119 НК РФ и ст. 4 Закона N 5-ФЗ за непредставление налогового расчета (декларации) в виде взыскания штрафа в размере 15000 руб., также обществу предложено уплатить сумму лицензионного сбора в размере 50000 руб. и пени в сумме 12830 руб. за несвоевременную уплату сбора.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции", сбор взимается за выдачу лицензий.
В соответствии со ст. 4 Закона уплата сбора осуществляется: организациями, подавшими заявления в соответствующие уполномоченные органы на получение лицензии, - до подачи указанного заявления (за первый год действия этой лицензии); организациями, получившими в установленном порядке лицензии на право осуществления соответствующего вида деятельности, - не позднее даты (число и месяц) введения в действие указанной лицензии (за каждый последующий год ее действия).
Плательщики сбора представляют ежегодно в налоговые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии. Одновременно плательщики направляют в налоговые органы копию выданной лицензии.
Таким образом, лицензионный сбор уплачивается не за ведение определенного вида деятельности, а за выдачу лицензии на право производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Налоговый расчет (декларацию) по установленной форме представляется в налоговый орган в определенный срок после выдачи лицензии.
Законом N 5-ФЗ не установлена обязанность по уплате лицензионного сбора не в связи с получением или наличием лицензии и не установлена ответственность за осуществление деятельности без лицензии в виде взыскания лицензионного сбора и не установлена обязанность по представлению декларации при отсутствии лицензии.
Таким образом, вынесенное налоговым органом решение не основано на законе.
Кроме того, ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к налоговой ответственности ни указано ни одного первичного документа (договор, акты приема-передачи имущества на хранение и на возврат с хранения или накладные), подтверждающего принятие спирта на хранение, и на наличие таких документов налоговый орган не ссылается. Также налоговым органом не установлено отражение в бухгалтерском учете общества нахождения имущества на хранении, в т.ч. принятия на хранение и возврата с хранения.
С учетом этого, а также представленной обществом переписки с ПО "Рошальский химический комбинат" и ООО "Инвент-групп" судом признаны обоснованными доводы общества о неправильной формулировке хозяйственной операции в счетах-фактурах (на основании лишь которых инспекцией сделан вывод об оказании услуги по хранению).
Ссылка инспекции на ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" несостоятельна, поскольку счета-фактуры в смысле данного закона не являются оправдательными документами, которыми должны оформляться все хозяйственные операции, поскольку не являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Учитывая изложенное, судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 26.05.2003 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-4005/03 оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ МНС Российской Федерации N 4 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2003 г. N КА-А41/5956-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании