Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 декабря 2003 г. N КА-А40/9870-03
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 2004 г. N 2650/04 настоящее постановление отменено
Решением от 22.07.2003, оставленным без изменения постановлением от 27.10.03, удовлетворено заявленное требование Межрайонной инспекции МНС РФ N 38 по г. Москве к фирме "Словак Эрлайнс, А.О." (Словакия) о взыскании штрафа в размере 37.169 руб. 45 коп. на основании решений налогового органа N 688, 689, 690 от 17.12.2002 за несвоевременную подачу деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1 квартал, первое полугодие, девять месяцев 2002 года, ссылаясь на то, что фирма является налогоплательщиком по налогу на пользователей автомобильных дорог, нарушил сроки предоставления налоговых деклараций по налогу.
Законность и обоснованность решений проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой фирмы, в которой фирма просит решение и постановление суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку он не является плательщиком налога на пользователей автодорог, налоговая база для уплаты данного налога у него отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит решение и постановление суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку фирма является налогоплательщиком по налогу на пользователей автомобильных дорог, не представил в установленный законом срок налоговые декларации по данному налогу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, поддержавших, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации..., являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Из представленных документов следует, что Фирма "Словак Эрлайнс, А.О." является юридическим лицом, плательщиком указанного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" и п. 25 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 г. N 59 объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. В силу п. 5 ст. 38 и п. 1 ст. 39 НК РФ под услугой понимается деятельность, результаты которой реализуются и потребляются в процессе ее осуществления, при этом реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Из представленных в МИМНС РФ N 38 по г. Москве отчетов о деятельности представительства Фирмы "Словак Эрлайнс, А.О." в России за 1 кв., 1-е полугодие, 9 месяцев 2002 года, усматривается, что им были получены доходы от авиаперевозок, осуществляемых в рамках исполнения Соглашения между Правительством Словацкой Республики и Правительством РФ о воздушном сообщении, подписанного 31.10.1995 г. осуществляло воздушные перевозки по маршруту Братислава-Москва-Братислава.
Согласно п. 1 ст. 784, ст. 785, 786 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого путем составления и выдачи транспортной накладной, при перевозке грузов и билета и багажной квитанции, при перевозке пассажиров и багажа. Т.е. ответчик заключал договоры (контракты) перевозки с выдачей соответствующих документов, на свои авиарейсы и получала соответствующую стоимости билетов плату от пассажиров и грузоотправителей.
Вывод суда первой и апелляционной инстанции том, что деятельность Фирмы "Словак Эрлайнс, А.О." через свое представительство - это способ возмездного предоставления услуг по перевозке, а так как приобретение пассажиром билета предшествует оказанию авиакомпанией услуг и услуга реализуется возмездно, то налогоплательщик осуществляет деятельность по реализации в зависимости от поступления выручки от покупателя услуги, и обязательство по перевозке возникает с момента передачи билета пассажиру, соответствует положениям ст. 423 ГК РФ.
Объект налогообложения в виде выручки за реализацию услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа формируется у авиакомпании до фактической перевозки при продаже билетов, стоимость которых является стоимостью реализации авиаперевозок, поэтому продажа билета дает основание считать средства, полученные налогоплательщиком, выручкой. Кроме того, регулирование стоимости услуг по авиаперевозке правительствами двух стран не может являться признаком отсутствия предпринимательской деятельности ответчика.
Довод ответчика о том, что размер штрафа должен составлять 0 рублей, ввиду отсутствия базы по налогу на пользователей автодорог и тем, что он не является плательщиком данного налога в связи с отсутствием предпринимательской деятельности, не соответствует положениям действующего законодательства и не может являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Фирма "Словак Эрлайнс, А.О." также указывает на то, что услуга по перевозке не оказывается ответчиком на территории РФ. При этом налогоплательщик ссылается на п. 2 ст. 148 НК РФ. Однако положения данной статьи Налогового кодекса определяют место оказания услуг для формирования налоговой базы по НДС, а не для налога на пользователей автодорог.
Кроме того, объект по налогу на пользователей автомобильных дорог в соответствии с положениями Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 определяется без привязки к месту реализации услуг. Обстоятельств, установленных ст. 112 НК РФ и смягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Ссылка фирмы "Словак Эрлайнс, А.О." на Соглашение между Правительством Словацкой Республики и Правительством РФ о воздушном сообщении, подписанное 31.10.95, также несостоятельна, т.к. положения ст. 11 данного Соглашения не распространяются на налог на пользователей автомобильных дорог.
Руководствуясь ст. 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 22.07.2003, постановление от 27.10.2003 по делу N А40-20980/03-107-283 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу фирмы "Словак Эрлайнс, А.О." - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2003 г. N КА-А40/9870-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2004 г., N 1
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 2004 г. N 2650/04 настоящее постановление отменено